© Министерство иностранных дел Российской Федерации. Межгосударственные отношения россии и сирии Попытки урегулирования конфликта

Миф №1. У России в Сирии есть военная база, мы должны ее отстоять!
Тот, кто так говорит, даже близко не представляет, что такое военная база. На всякий случай сообщаю, что Путин сдал все военные базы за пределами СНГ. При нем российские военные ушли из Камрани (Вьетнам) и Лурдеса (Куба). Так же наш Вова-«миротворецЪ» выпроводил российские войска из Грузии, Узбекистана и Азербайджана. Кстати, по договору с Грузией российские войска должны были там находиться до 2020 г., однако США предложили ВВП денежки, чтоб он их оттуда убрал. И он в 2007 г. послушно исполнил пожелания, причем с опережением графика! Через несколько месяцев случилась война в Южной Осетии. Выводы делаем сами…

Так вот, в сирийском Тартусе у России нет никакой военной базы, там с 1971 г. на территории 63-й бригады ВМФ Сирии располагался 720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ СССР. Пункт предназначался для ремонта кораблей 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры, их снабжения топливом, водой и расходными материалами (не боеприпасами!). Средиземноморская эскадра советского флота насчитывала 70-80 вымпелов, иногда счет доходил до сотни, поэтому база снабжения была необходима. Для справки: сейчас все четыре флота РФ вместе взятые не способны выделить даже втрое меньшую группировку для присутствия в мировом океане. Средиземноморская эскадра была расформирована 31 декабря 1991 г., и с тех пор Тартус потерял всякое значение.

Вот скажите, зачем пункт снабжения, если СНАБЖАТЬ НЕКОГО? Собственно, и пункта снабжения нет. Весь штат «военной базы» составлял по состоянию на 2012 г. 4 (ЧЕТЫРЕ!!!) военнослужащих, но фактически «контингент» был вдвое меньше. В 2002 г. штат был еще 50 человек. Из двух плавучих пирсов один не исправен. Ни боевой техники, ни вооружения, ни ремонтного оборудования, ни персонала на 720-м пункте нет, обслуживать корабли он не в состоянии.

Ну, что, будем еще рассказывать про «наш форпост на Ближнем Востоке» площадью в полтора гектара, господа? Может быть, пофантазируете о стратегическом значении двух ангаров на берегу, в котором ржавеет несколько топливозаправщиков? Впрочем, официальные лица в Москве официально отрицают необходимость базы в Тартусе. Пополняют припасы наши военные корабли, изредка проходящие через Средиземное море, в порту Лимасол на Кипре. Вопрос закрыт.

Миф №2. У РФ в Сирии геополитические интересы
Интересно, какие? Ну, давайте, перечисляйте. Экономических связей у РФ с Сирией практически никаких нет. Москва в Сирии в 2014 г. закупила товаров аж на $7,1 млн. Сирия потребляет лишь наше оружие. Причем «потребляет» – это не значит «покупает». По большей части они его требовали от СССР на халяву и наполучали на $13 млрд, из которых Путин в 2005 г. $10 млрд Дамаску списал. Сейчас сирийцам теоретически оружие должны поставлять за деньги, но вот беда – денег у них с гулькин хрен. Объемы поставок оружия в Сирию неизвестны. В 2012 г. Сирия заказала 36 учебно-боевых Як-130 на $550 млн, но контракт не исполнен. Однако в тот же год засекреченные поставки военных материалов в Сирию из РФ по данным РБК составили $458,9 млн. Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо.

Что еще связывает Россию с Сирией? Ответ прост: НИ-ЧЕ-ГО. До войны РФ закупала у сирийцев овощи, химические нити и волокна, текстиль, продавала им нефть, металл, древесину, бумагу. Впрочем, относительное оживление торговли обеспечивалось не совсем рыночными методами. Так, например, Сирия получила 25-процентные льготы на уплату таможенных пошлин. После вступления РФ в ВТО такая «дружба» уже невозможна.

В 1980 г. между Сирией и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Формально он не денонсирован. Однако упаси боже нас иметь таких военных союзничков, как сирийцы! Они проиграли все войны, которые когда-то вели со своими соседями, даже иорданцы били сирийцев, когда те вмешались в их разборки с палестинскими террористами на стороне последних. В 1973 г. Сирия пыталась отвоевать Голанские высоты, однако была начисто разгромлена Израилем и, когда израильские танки были уже в 30 км от Дамаска, лишь дипломатические усилия СССР спасли Сирию от окончательного и позорного разгрома. При этом сирийцы умудрялись отплатить русским самой изощренной благодарностью:

«Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер рассказал, как в 1974 году, перелетая из Дамаска в Иерусалим, добился соглашения о разъединении сирийских и израильских войск. Когда Киссинджер и президент Хафез Асад завершали работу над документом, в Дамаск прилетел советский министр иностранных дел Андрей Громыко.

Его самолет уже был над Дамаском, - не без удовольствия вспоминал Киссинджер. - А у нас с Асадом был самый разгар работы. Начальник штаба военно-воздушных сил Сирии заверил меня, что все уладит. В результате самолет Громыко начал описывать круги над городом. Через сорок пять минут у него почти кончилось горючее, и я милостиво согласился, чтобы самолет приземлился, при условии, что его поставят подальше от моего. Самолет советского министра загнали в дальний угол аэродрома, где Громыко приветствовал заместитель министра иностранных дел, так как все вышестоящие сирийские руководители были заняты переговорами со мной». (источник).

Вот еще один эпизод:
«Летом 1976 года в Дамаск прилетел глава советского правительства Алексей Косыгин. Пока он находился в Сирии, президент Хафез Асад, не предупредив высокого советского гостя, ввел войска в соседний Ливан. Получилось, что сирийская акция совершена с благословения Советского Союза. Косыгин был крайне раздосадован, но промолчал, чтобы не ссориться с Асадом» (источник).

Кремль заигрывал с асадовским режимом, надеясь получить в свое распоряжение военно-морскую базу и базу дальней авиации на сирийской территории, однако Дамаск лишь давал туманные обещания, но не спешил их выполнять. В итоге никаких советских военных баз в Сирии так и не появилось. Пункт материально-технического обеспечения, как отмечалось выше, не являлся военной базой, поскольку военные корабли не могли там базироваться на постоянной основе.

Кстати, независимая Сирия появилась на карте только благодаря СССР – именно Москва в 1945 г. потребовала вывести из страны оккупационный контингент Франции и после яростных баталий в ООН французы вынуждены были прекратить боевые действия против сирийцев и покинуть страну.

Короче, польза от такого «союзничества» всегда была односторонней. Но 30-40 лет назад СССР был мировой державой и, хотя бы теоретически, в условиях Холодной войны нуждался в союзниках на Ближнем Востоке в противовес Израилю, за спиной которого стояли США. Сейчас у Москвы в регионе в принципе нет никаких интересов и противников. С Израилем у Кремля вообще очень хорошие отношения. В чем смысл дружбы с заурядным для региона диктаторским режимом Асада, который в любом случае обречен?

Миф №3. Сирия – наш союзник по борьбе с «международным терроризмом»
Вопрос знатокам: являются ли группировки "Хезболла", "Хамас" и "Исламский джихад" террористическими? Так вот, это террористические группировки, которые содержались сирийским режимом. В Сирии сейчас одни террористы уничтожают других террористов («Хезболла» деятельно воюет на стороне Асада), и кто бы не победил – победят в любом случае террористы. России какой резон встревать в разборки дикарей?

Собственно, режим Асада никогда не скрывал своих симпатий к террористам, поэтому еще в 2004 г. против Сирии были введены экономические санкции со стороны многих стран Запада. На следующий год давление на Сирию еще более усилилось в связи с убийством террористами (взрыв бомбы) ливанского премьер-министра Рафика Харири, занимавшего непримиримую антисирийскую позицию. Угадайте, кто стоял за убийцами? Наш друг Башарчик. По крайней мере комиссия ООН по расследованию гибели экс-премьера Ливана утверждает, что он лично приказал убить неугодного ливанского политика. Позднее это подтвердил бежавший из Сирии в 2005 году вице-президент страны Абдель-Халим Хаддам.

Спрашивается, за что же Харири так не любил Сирию? Ну, наверное, потому, что большую часть страны оккупировали сирийские войска (введение санкций вынудило Дамаск прекратить оккупацию), а юг Ливана контролирует финансируемая Сирией «Хезболла». Теперь понятно, почему лидеры западных стран столь непреклонны в своем стремлении убрать Асада: человек, у которого руки по локоть в крови, не является для них рукопожатным. Хотя, для ВВП такой дружок – в самый раз.

Что касается «восточного гуманизма», то тут режим Асадов был одним из первых. В начале 80-х годов по стране прокатилась волна восстаний исламистов, которые в 1982 г. даже захватили город Хама. Сирийская армия наглядно продемонстрировала свое отношение к нелояльному населению. Войска окружили город, образцово-показательно перемололи его в пыль с помощью артиллерии и авиации, после чего взяли штурмом. Считается, что таким образом были уничтожены от 10 тыс. до 40 тыс. мирных жителей – это самое кровавое подавление восстания на Ближнем Востоке в Новейшей истории.

Вот ИГИЛ против курдов действует ровно таким же способом, предпочитая тактику выжженной земли.
Да, формально «контртерроризировал» Хаму не Башар Асад, а его папа Хафез. Но режим-то остался прежним, да и правящая семейка та же. В общем, имея таких «союзников» по борьбе с террористами, сами террористы уже без надобности.

статью прочитали: 4290 человек

Комментарии
cas 1111 , 04.10.2015 20:00:04

Аркашник,перелогинься.
Насч первого пункта-ты врешь и подтасовываешь,как обычно впрочем. Это тебе говорит человек который по службе бывал на этом "пункте мат. обеспечения". Что касается твоих нелепых,куриных "доводов" о том что-де база в Сирии РФ не нужна-не стану даже комментировать, твоя голубая мечта это расчлениние и порабощение империи,но хрен тебе по всей морде. И да,не тебе "закрывать" вопросы, рылом не вышел.Это первое.
Второе.Тебе пейсатому, невдомек что такое геополитический интерес. У израиловки они махонькие, лилипусткого масштаба, как и все это "государство", дешевые и замешаны на чужой крови. И навязать нам свой узкий и ограниченный взгляд на мир не получится.

Аркадий Слуцкий , 04.10.2015 22:25:53

cas 1111, 04.10.2015

Уважаемый cas 1111, зачем плюетесь и ругаетесь на меня. Я только разместил без комментарией для ознакомления, материал, опубликованный в русском ЖЖ Вашим соотчественником (как я предполагаю): смотрите ссылку на оригинал. Пожалуйста, комментарии пишите ему, а не мне.
Буду вам благодарен, если мне Вы напишите (без ругани и оскорблений), в чем Вы согласны и в чем Вы не согласны с этим материалом.

Ваша ругань и оскорбления для меня - косвенное признание, что материал в стать опубликован верный и по существу Вам нечего возразить.

Басов Александр , 05.10.2015 15:56:25

"Видимо, опять поставляем оружие «дружественному режиму» за спасибо."

Именно так и думают наивные люди. Открывать кредит на поставку товаров другому государству - крайне выгодное дело для собственной экономики. Наш ВПК получает заказы, а это рабочие места, зарплаты специалистам, переоснащение производственной базы. Деньги на государственном уровне - это показатель экономики. Не будет производства - не будет денег. Или будут, но ничем не обеспеченные. Создавая производство оружия на экспорт, государство насыщает деньгами собственную же экономику. А каким образом за оружие будет расплачиваться "дружественный режим", не настолько важно. Поэтому и прощают долги, чтобы снова можно было открыть им кредит.

Аркадий Слуцкий , 06.10.2015 00:24:58

Басов Александр, 05.10.2015 15:56:25

Такая наивность в экономике.
Кредитовать кого-либо выгодно, если долг возвращают с процентами.
А если не возвращают, то Вы бесплатно работаете на того, кому дали долг.
В средние века такая бесплатная работа на дядю называлась "платить дань", быть вассалом этого дяди. Например, Русские княжества были побеждены Золотой Ордой и платили ей дань в знак подчинения.
Еще пример, Рф простили Сирии долг за поставленное оружие в сумме 10 миллиардов долларов. При населении РФ 140 млн человек, это значит, что каждый гражданин РФ (включая пенсионера и ребенка) отдал Сирии из своего кармана 70 долларов. Если семья 4 человека, то она отдала 280 долларов или (при курсе доллара 65 руб) 18 000 руб. Или примерно семья работала бесплатно (на дядю Асада полмесяца). Я так понимаю, Вы готовы бесплатно работать на дядю Асада и больше. А приплюсуйте сюда расходы на содержание из вашего кармана Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Донбасса, теперь прибавьте на содержание войск в Сирии и на боеприпасы, керосин, запчасти к самолетам - может быть окажется, что Вы бесплатно работаете 1-2 месяца в году. Патриотизм спокойно измеряется в рублях, которые Вы отдаете из своего личного дохода (или не получаете в свой доход).

Басов Александр , 06.10.2015 12:24:50

Аркадий Слуцкий,

Думаю, что вы не совсем верно представляете себе, что такое деньги на государственном уровне. Речь идет не о денежном займе, который требуется вернуть, да еще и с процентами. Речь не идет о просто продаже готовой продукции. Не нужно передергивать. Если вы не представляете, о чем пытаетесь писать, то мне очень жаль. Просвещать вас по этим вопросам не имею ни малейшего желания.

Аркадий Слуцкий , 07.10.2015 01:53:07

Басов Александр, 06.10.2015

Спасибо, что не будете просвещать меня Вашим невежеством в экономике.

Виктор Иванов , 07.10.2015 19:22:27

Статья уровня "Аркадия". Как будто он и сочинял.
Возможно и он... В любом случае автор - евреец.
Аргументация забойно-идиотская, как и положено местечковому пейзанину.
Можно обойтись без послойного разоблачения дури автора по каждому Мифу №...

Но Россия идет в Сирию . Она отстаивает Сирию.
Россия удерживает Тартус и оборудует базу ВВС.
И похоже не одну...
Это сильно напрягает Запад.
Монархии Залива истерично вскрикивают исходят на понос.
Изя занервничал и послал Беню Нетаньяхова в Москву...

То есть, все считают, что у России есть более чем весомый геополитический интерес в Сирии .

Так есть у России интересы в Сирии, аль нет?

Получается, одна из двух сторон смотрящих на Сирию - автор этой дешевой писанины, или весь мир - явный идиот.

И,возможно,самую малость, тот, кто её презентовал здесь...

Аркадий Слуцкий , 08.10.2015 01:12:48

Виктор Иванов, 07.10.2015

Спасибо за комплимент. Не зря презентовал. По существу сказать нечего, осталось пройтись по автору. Значит, согласны, значит, не зря презентовал.

Россия то идет в Сирию, бросив Украину. Россия защищает Асада в Сирии, бросив русских в Украине на съедение украм, как до этого бросила Русских в Туркменистане (как писали), как бросила русских в Чечне (части РФ).

И еще. Есть мнение русского специалиста, что операция РФ в Сирии - это пиар компания. Нет речи ни о какой серьезной войне. Сказал русскиий, не евреец, не арменин:
https://youtu.be/MsCNQJAgiLc

Жду, как размажете го--м своего, русского, а то стали специализироваться на еврейцах. Шире надо жить и мазать. Жду.

Виктор Иванов , 09.10.2015 06:00:35

Жди, конечно... Надейся и жди, сержант.
Я не комментирую откровенные глупости.
Они видны сразу и всем.
И армянам и русским и даже некоторым еврейцам... Не всем?

Так все-таки есть у России интересы в Сирии.
Мир, выходит, правильнее оценивает ситуацию, чем дураковатый автор статьи...

Виктор Иванов , 09.10.2015 08:09:34

Сирия ворвалась в российское информационное пространство 30 сентября, когда ВКС начали наносить удары по инфраструктуре ИГ. Между тем, российско-сирийским отношениям уже более семидесяти лет. Востоковед Анна Батюченко вспоминает эту долгую историю.

СССР одним из первых признал независимость Сирии, практически сразу наладил с ней торговые и экономические отношения и не раз приходил на помощь в сложные для арабской республики моменты. Советско-сирийские дипломатические отношения были установлены в 1944 году, практически сразу после обретения Сирией независимости и еще до вывода иностранных войск с территории страны.

Во многом благодаря настоянию СССР Сирийская Арабская Республика (САР) оказалась среди стран-основателей ООН, а Франция и Великобритания вскоре были вынуждены — согласно резолюции ООН — вывести войска с сирийской земли.

Вскоре территория Ближнего Востока оказалась под пристальным вниманием США и СССР в противостоянии «холодной войны».

Впервые военно-экономическую помощь СССР предложил Сирии в 1955 году за отказ от присоединения к Багдадскому пакту (СЕНТО), созданному по инициативе США, Великобритании и Турции военному объединению, включавшему Ирак, Иран и Пакистан, основной целью которого была борьба против «коммунистической агрессии». Уже в 1956 году в Сирию были направлены первые 60 специалистов, тогда же начались поставки вооружения (от истребителей и танков до патронов) из Чехословакии общей стоимостью 18 млн долларов. В конце года СССР и Сирия заключили первое прямое соглашение о поставках оружия, реактивных самолетов и зенитных орудий, а также об обучении сирийских военных специалистов.

В это время со стороны стран Багдадского пакта было организовано экономическое давление на Сирию, включавшее бойкот сирийских товаров.

В 1957 году Сирия заключила с СССР соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве общей стоимостью 570 млн долларов, которое во многом помогло выдержать этот бойкот.

Было достигнуто соглашение о сотрудничестве в сферах железнодорожного строительства, геологоразведки, ирригации и др. В официальном коммюнике было указано, что данное соглашение направлено на «быстрейшее преодоление последствий колониализма».

Тогда же США и Великобритания рассматривали вопрос интервенции в Сирию с использованием соседних стран (главным образом Турции) для установления более лояльного прозападного режима. Осенью 1957 года до конфликта было совсем рукой подать: турки стянули войска к турецко-сирийской границе, СССР провел масштабные учения Черноморского флота, резко увеличилась концентрация советских и американских кораблей у берегов Сирии. Советский ВМФ впервые посетил САР с «дружественным визитом». Несмотря на несколько месяцев нагнетания обстановки, до военных действий не дошло.

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая база ВМФ СССР.

Советский Союз охватил южный фланг НАТО, создал базу для доступа в Восточную Африку и Индийский океан. Но главное — это обеспечило пункт базирования Средиземноморской эскадры ВМФ СССР, которая устраняла господство США в этой акватории.

Придерживавшаяся социалистической ориентации Сирия стала одним из основных партнеров нашей страны на Ближнем Востоке.

В 1960-х годах главным противником Сирии стал Израиль. В арабо-израильской войне Судного дня 1973 года советские специалисты принимали участие не только в планировании, но и непосредственно в проведении боевых действий войск САР. В дальнейшем советские специалисты занимались обучением сирийцев технике пилотирования и тактике использования истребителей и штурмовиков.

В 1973-м при помощи советских инженеров было завершено строительство ирригационных сооружений и плотины на реке Евфрат, позволившее создать гидроэлектростанцию и водохранилище имени Хафеза Асада (по имени тогдашнего главы государства — отца нынешнего президента).

САР приобрела особое значение для Москвы после отказа Египта от военного сотрудничества с СССР, сближения с США и заключения им сепаратного мира с Израилем в 1979 году. Дамаск оставался основным форпостом сохранения позиций СССР на Ближнем Востоке. Сирийцы, в свою очередь, опирались на поддержку Москвы в противостоянии Израилю и для укрепления своих позиций в Ливане.

В 1980 году между СССР и Сирией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве, согласно которому страны обязались сотрудничать и координировать свои действия при возникновении угрозы миру и безопасности одной из сторон.

В СССР прошли подготовку десятки тысяч сирийских специалистов — как военных, так и гражданских.

Еще в середине 1950-х будущий президент Сирии Хафез Асад проходил летную подготовку в СССР. Сейчас же число выпускников советских и российских вузов в Сирии оценивается в 40 тыс. человек. Такое количество выпускников влекло за собой множество смешанных советско-сирийских браков. На 2011 год общее количество россиян, проживающих на территории Сирии, оценивалось примерно в 100 тыс. человек. После распада СССР военно-техническое сотрудничество было свернуто.

Сирии пришлось адаптироваться к новым реалиям, в частности, переориентироваться на Иран.

Несмотря на то, что оружие поставлялось Сирии по ценам значительно ниже себестоимости и в рассрочку, к концу 80-х сирийский долг превысил 13 млрд долларов. В 2005 году РФ списала Сирии более 70% долга.

В 2002-м правительство США включило Сирию в состав «оси зла» и обвинило в спонсировании терроризма. РФ не поддержала американскую политику в отношении Сирии и сумела сохранить хорошие отношения с Дамаском.

В ХХI веке российско-сирийское экономическое сотрудничество постепенно восстанавливается, хотя и уступает советскому по объемам.

Ведущим направлением двусторонних экономических связей является нефтегазовая сфера.

В период 2000-2005 годов в этой области с сирийской стороной был подписан ряд соглашений российских нефтегазовых компаний (таких так «Татнефть», «Союзнефтегаз», «Стройтрансгаз»). «Стройтрансгаз» начал осуществлять строительство газоперерабатывающего завода и трубопровода, а также обустройство газовых месторождений в САР, «Татнефть» и «Союзнефтегаз» проводили геологоразведочные работы, в том числе на шельфе. С 2010 года «Татнефть» начала промышленную добычу нефти, которая была остановлена в связи с небезопасной обстановкой в стране в 2011 году. Часть совместных проектов сейчас заморожена и находится на неподконтрольных сирийским властям территориях.

В сирийском портовом городе Тартус на Средиземном море расположен единственный зарубежный пункт материально-технического обеспечения ВМФ России. Сейчас, во время продолжающегося конфликта в стране, Сирия заинтересована в помощи РФ как никогда.

Отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом , а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией . Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР . С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов - Израилем . Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны .

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ .

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией , до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров .

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора .

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году .

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована .

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году - 1 млн долларов .

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э» .

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29 .

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году) .

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году) .

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту - таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР :370 :367

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии . Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность .

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения .

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.

Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано в основном на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и проблематике внутрисирийского урегулирования.

В соответствии с обращением Президента САР Б.Асада к руководству России с просьбой об оказании военной помощи 30 сентября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно проголосовал за принятие Постановления об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации для поддержки правительственных войск САР в борьбе против ИГИЛ.

Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад шесть раз посещал с визитами Россию (январь 2005 г., декабрь 2006 г., август 2008 г., октябрь 2015 г., ноябрь 2017 г., апрель 2018 г.).

9-10 мая 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.

11 декабря 2017 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Сирии Б.Асадом на российской авиабазе «Хмеймим». Выступая перед российскими военнослужащими, Верховный Главнокомандующий ВС России дал высокую оценку их деятельности, а также приказал начать вывод значительной части российского воинского контингента с территории САР.

Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно принимал Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллема.

3 декабря 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял торгово-экономическую делегацию во главе с Министром нефти и минеральных ресурсов Сирии С.Аббасом.

На регулярной основе проходят встречи министров иностранных дел двух стран. В.Муаллем неоднократно посещал Российскую Федерацию для переговоров с С.В.Лавровым. Двусторонние встречи организовываются «на полях» крупных международных мероприятий.

В 2017 г. состоялись три встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом в Москве и Сочи (апрель и октябрь), а также «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь).

В сентябре 2017 г. Президент Сирийской Арабской Республики Б.Асад принимал в Дамаске Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.

В ноябре 2017 г. в Москве побывали сотрудники личной канцелярии Президента САР, которые были приняты в Управлениях Президента по внутренней политике и по вопросам государственной службы и кадров.

Поддерживается активный делегационный обмен по парламентской линии. Бывшего Председателя Народного совета САР Х.Аббас принимали в Москве в апреле 2017 г. главы палат Федерального собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и В.В.Володин. Они также встретились с новым спикером сирийского парламента Х.Саббагом, который приезжал в г. Санкт-Петербург для участия в 137-й ассамблее Межпарламентского союза в октябре 2017 г.

Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутреннего кризиса в Сирии. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено.

В настоящее время Сирия занимает 89 место среди внешнеторговых партнеров России по объему товарооборота, в том числе 74 по экспорту и 134 по импорту.

В 2017 г. товарооборот России с Сирией увеличился на 46,2 % относительно показателей 2016 года и составил 282,7 млн долл.США, в том числе экспорт составил 279,8 млн долл.США (рост на 53,4 %), импорт – 2,9 млн долл.США (сокращение на 73,6 %). Положительное в пользу России сальдо в торговле с Сирией составило 276,9 млн долл.США.

С 1993 г. функционирует Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Председатель сирийской части МПК – Заместитель Предедателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов.

10 октября 2017 г. в Сочи состоялось десятое заседание МПК. В итоговом протоколе закреплены ориентиры развития сотрудничества в сферах торговли, электроэнергетики и недропользования, водных ресурсов, транспорта, промышленности, финансово-банковской и таможенной сферах, здравоохранения, в области развития сирийской зерновой инфраструктуры и сельского хозяйства, нефтегазовой сфере, в области общественных работ, строительства жилья и промышленности строительных материалов, гуманитарной сфере, информационных технологий и связи, а также сфере туризма.

С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет заместитель Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации В.И.Падалка, с сирийской – крупный бизнесмен С.Хасан.

Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамках визита в пределы Антиохийского патриархата.

24-29 января 2014 г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. 20 февраля 2015 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х Язиджи, находящегося в Москве для получения премии Международного Фонда единства православных народов. В ходе очередного посещения Москвы в декабре 2017 г. Иоанн Х был принят Президентом России В.В.Путиным.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации продолжена практика доставки сирийскому населению , пострадавшему в результате внутреннего вооруженного конфликта, гуманитарной помощи .

fix

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Сирия – государство в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км 2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 22,4 млн человек (без учета демографических изменений, вызванных сирийским конфликтом). Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный.

Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.

Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).

Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет. С июля 2000 г. президент – Башар Асад (переизбран в июне 2014 г.). Вице-президент – Наджах Аттар.

Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (одиннадцатый) состав избран в апреле 2016 г. Председатель Совета – Хамуда Юсеф Ас-Саббаг (с сентября 2017 г.).

Высший исполнительно-распорядительный орган Совет министров (состав сформирован в 2016 г. и обновлен в январе 2018 г.). Председатель – Имад Мухаммед Диб Хамис (с июля 2016 г.); Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем; Заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами САР, Министр обороны – Абдалла Айюб.

Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). До 2012 г. ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад, заместитель – Х.Хиляль. Высший орган ПАСВ – Региональное руководство ПАСВ, состав которого полностью обновился летом 2013 г.

В марте 2011 г. в Сирии начались антиправительственные народные демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными нападениями на представителей властей. Весной – летом 2011 г. демонстрации приобрели массовый характер, активизировались незаконные вооруженные формирования (НВФ).

В 2012 г. в Сирии был принят закон «О политических партиях», который установил требования к созданию политических объединений и порядок их регистрации. В настоящее время в стране ведут деятельность 20 официально зарегистрированных политических партий.

3 июня 2014 г. в соответствии с конституцией страны от 2012 г. состоялись первые в новейшей истории Сирии прямые президентские выборы на альтернативной основе. Победу одержал действующий президент САР Б.Асад, набравший 88,7% голосов (10,3 млн из 11,6 млн проголосовавших; всего избирателей – 15,8 млн). Явка составила 73,4.

Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объединений оппозиционной направленности, которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. На ведущую роль среди таких оппозиционеров претендует Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции (штаб-квартира в Стамбуле), провозглашенная ее западными и региональными спонсорами «единственным законным представителем сирийского народа». Председатель – Риад Муслим Сейф (с мая 2017 г.).

Сирия имеет многоукладную экономику , сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования.

Переживаемые Сирией потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб нанесен экономической инфраструктуре, социальной сфере. Тяжелым бременем стали введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.

Объем ВВП, который в 2010 г. составлял 58,3 млрд долл., сократился примерно вдвое. Значительно уменьшился золотовалютный резерв. Рост ВВП в 2014 г. оценивается Всемирным банком в 1,8% при прогнозе сохранения этой динамики на уровне 2,4-3% ежегодно до 2018 г. При этом по состоянию на 2015 г. в результате боевых действий промышленный сектор утратил около 40% своих мощностей, национальная экономика сократилась в два раза (в сравнении с 2010 г.), добыча нефти упала с 400 тыс.баррелей в сутки (2011 г.) до 10 тыс. в 2015 г., национальная валюта претерпела 80-процентную девальвацию.

Властям, тем не менее, удается сохранять на плаву экономику, удерживая финансовую систему от коллапса. В последний период наметилась тенденция к некоторому оживлению хозяйственной деятельности как результат относительной стабилизации ситуации в подконтрольных властям районах.

Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая.

На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до 80% сельского и экономически активного населения (13,8% в докризисный период). Аграрная отрасль стала ключевой в экономике САР.

К концу 2015 г. за чертой бедности находились 82% из находящихся в стране 17,5 млн сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн человек).

Обстановка в Сирии негативно сказывается на торгово-экономических отношениях с Россией. Товарооборот между двумя странами составлял в докризисном 2009 г. 1,136 млрд.долл. Улучшение военно-политической ситуации в 2017 г., освобождение ряда экономически важных районов способствовало росту деловой активности между двумя странами. Так, по состоянию на 1 ноября 2017 г. товарооборот увеличился на 62% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 260,5 млн.долл., в т.ч. экспорт 236,3 млн.долл. (рост на 59%), импорт – 2,3 млн.долл. (падение на 77,7%). Среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту Сирия занимает 89 место, в т.ч. 74-е по экспорту и 134-е по импорту.

По данным ООН, в гумпомощи нуждаются почти 13,5 млн. человек, 7,6 млн находятся на положении ВПЛ, 3,8 млн стали беженцами. В декабре 2015 г. под эгидой ООН был утвержден план гуманитарного реагирования для Сирии на 2016 г., включающий в себя План стратегического реагирования (для гумсодейтсвия внутри страны) и региональный план по беженцам. Общий объем запрошенных на их реализацию средств составил 3,2 млрд долл.

По мнению экспертов Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, для восстановления народного хозяйства САР потребуется до 200 млрд.долл.

В настоящее время за чертой бедности находятся более 80% из оставшихся в стране 17,5 млн. сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн.чел.). Ситуация усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, составляющих немалую часть сирийских беженцев.

Внутреннее положение – сложное. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис перерос во внутренний вооруженный конфликт.

В конце июня 2014 г. ИГИЛ объявил о создании исламского халифата на обширной территории на севере и северо-востоке страны.

Благодаря началу 30 сентября 2015 г. антитеррористической операции ВКС России в Сирии, правительственная армия развернула массированное наступление практически на всех фронтах, последовательно освобождая занятые НВФ районы. К концу 2017 г. основные боеспособные формирования группировки ИГИЛ в Сирии были разбиты.

К настоящему времени (август 2018 г) Правительство САР контролирует большую часть территории страны, на которой сосредоточено около 90% ее населения.

По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 250 тыс. сирийцев.

Социально-экономическая ситуация в Сирии в 2017 г. оставалась непростой. Освобождение части месторождений углеводородов на востоке страны к концу года ощутимо улучшило ситуацию с электроснабжением. Укрепился курс нацвалюты. После 5-летнего перерыва возобновила работу Международная дамасская ярмарка, в которой приняли участие представители 43 государств. Наметились тенденции к комплексному восстановлению сирийской экономики.

На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс , выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений. Формально одним из ключевых внешнеполитических приоритетов остается БВУ, но роль САР в нем заметно снизилась, в т.ч. с учетом приостановки ее членства в ЛАГ и ОИС и сохраняющейся международной изоляции.

Усиление фактора насильственного исламского радикализма в регионе на фоне ситуации в Сирии и соседнем Ираке выдвинуло в приоритеты внешней политики Дамаска коллективное противодействие терроризму и источникам его финансирования. Реакцией международного сообщества на вызовы со стороны ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры» стало принятие в 2014-2015 гг. трех антитеррористических резолюций – 2170 и 2178, а также – по инициативе России – 2199 (борьба с нелегальной торговлей нефтью и нефтепродуктами).

Важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Женевское коммюнике , в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс. Женевское коммюнике было одобрено СБ ООН в сентябре 2013 г. в тексте резолюции СБ ООН 2118 по химдемилитаризации Сирии.

30 декабря 2016 г. на всей территории Сирии (за исключением районов боевых действий против ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусра») был введен режим прекращения боевых действий (РПБД). Его участниками стали Правительство САР и вооруженные оппозиционные группировки, действующие преимущественно на севере Сирии. Роль гарантов соблюдения РПБД первоначально взяли на себя Россия и Турция. Позднее к ним присоединился Иран.

23-24 января 2017 г. во исполнение положений резолюции 2336 СБ ООН состоялась первая Международная встреча по Сирии в Астане (МВСА) . Россия совместно с Ираном и Турцией запустили Астанинский формат, доказавший свою эффективность. Благодаря ему удалось установить и укрепить режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженной оппозицией, что позволило сконцентрировать усилия на борьбе с международными террористами ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры». Созданы и успешно функционируют четыре зоны деэскалации: Юго-западная, Восточная Гута, Хомс, Идлиб. Начался процесс возвращения на родину беженцев и ВПЛ, восстановления разрушенной социально-экономической инфраструктуры.

Продолжаются усилия по политическому урегулирования кризиса в Сирии, прилагаемые спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой.

30 января 2018 г. в г. Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога , организованный по инициативе Российской Федерации и поддержанный ООН, нашими партнерами по Астанинскому процессу – Турцией и Ираном,– а также влиятельными арабскими странами и соседями САР.

Отношения с Россией носят традиционно дружественный характер.

В постсоветское время Президент САР неоднократно посещал Россию – в январе 2005 г. и в октябре 2015 г. 20 ноября 2017 г. Б.Асад посетил Российскую Федерацию с рабочим визитом. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск. 11 декабря 2017 г. В.В.Путин посетил авиабазу Хмеймим, где провел встречу с Б.Асадом.

В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров в последний раз посещал Дамаск в феврале 2012 г.

Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Председатель сирийской части МПК – Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов). Десятое заседание МПК состоялось 10 октября 2017 г. в г. Сочи. 16-17 декабря 2017 г. состоялся рабочий визит бывшего сопредседателя МПК Д.О.Рогозина в Сирию.

После начала кризиса Россию неоднократно посещали Заместитель председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллем, Министр по делам президентства М.Аззам, Министр внутренних дел М.Аш-Шаар, Советник Президента по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, первый заммининдел Ф.Микдад.

Глубокие исторические связи существуют между Русской православной церковью и Антиохийской церковью. В ноябре 2011 г. состоялся визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В свою очередь Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи трижды после интронизации посещал Россию (в январе 2014 г., феврале 2015 г. и декабре 2017 г.).

Значимым является российский вклад в международные усилия по оказанию Сирии гуманитарной помощи – как по линии профильных агентств ООН, так и напрямую посредством гумрейсов МЧС России в Латакию, а также адресно для сирийских беженцев в соседних странах (Ливан, Иордания, Ирак).

В июле 2018 г. Россия выступила с инициативой по налаживанию широкого международного содействия возвращению на родину сирийских беженцев и ВПЛ и сама активно включилась в этот процесс.

Российская колония в Сирии составляет около 6,3 тыс. человек. Во многих провинциях продолжают действовать ассоциации соотечественников (клуб «Родник» в г.Дамаск, клуб «Точка Ру» в г.Алеппо, ассоциация «Дар» в г.Латакия и другие). Большинство из них – это члены смешанных семей.

«Спасибо, Россия!» - эта фраза часто звучит в Сирии, ее пишут на стенах зданий. Среди флагов, которые сирийцы держат в руках на патриотических демонстрациях, зачастую можно увидеть и российские. В своей недавней инаугурационной речи президент САР Башар Аль-Асад выразил в адрес России и ее народа глубокую благодарность.


На этой неделе исполнилось 70 лет со времени установки дипломатических отношений между Сирией и Россией. По этому случаю министры иностранных обеих стран – Валид Аль-Муаллем и Сергей Лавров – обменялись поздравительными посланими.

Валид Аль-Муаллем в своем письме горячо поблагодарил Россию – и государство, и народ – за их поддержку в глобальной битве, в которой Сирия противостоит воле стран Запада, а также радикальным ваххабитским идеям. По словам главы МИД САР, Сирия уверена в своей победе, которая будет достигнута благодаря единству народа и помощи союзников в мире, прежде всего, - России.

Со своей стороны Сергей Лавров напомнил, что дипломатические отношения между странами начались еще в сороковых годах ХХ века, когда Советский Союз был первым государством, признавшим независимость Сирии.

Тогда, в 1944 году, когда сирийцы боролись за свою свободу с французскими колонизаторами, 21 июля народный комиссар иностранных дел СССР В.М.Молотов получил письмо от главы МИД Сирии Джамиля Мардам Бея, в котором тот выразил свое восхищение советским народом и его победами и предложил установить дипломатические отношения.

Несмотря на то, что сам Советский Союз был терзаем беспощадной войной с фашизмом, несмотря на то, что и сама Сирия еще не окончательно получила независимость, - дружественное предложение было принято. Тем самым Советский Союз признал независимость САР.

Сейчас, конечно, у России положение намного лучше, и можно было бы ожидать такого же шага в отношении молодой, зарождающейся Новороссии, - нужна только воля Кремля.

Сирийцы с воодушевлением восприняли поддержку от социалистического государства, от души выражали благодарность советскому народу за его принципы и доброе отношение.

В ноябре 1944 г. Патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III направил письмо советскому послу, в котором поздравил СССР с 27-й годовщиной Революции и заявил о готовности посетить Москву. Данная поездка действительно состоялась.

Весной 1945 г. руководство СССР поддержало инициативу САР участвовать в Международной конференции в Сан-Франциско, на которой была создана ООН. Таким образом, Сирия стала одной из стран-основательниц ООН.

После войны Франция не желала расставаться с подмандатной территорией, отказывалась выводить свои войска, и дело дошло даже до того, что французская авиация бомбила Дамаск и другие сирийские города. Сирия обратилась за поддержкой к той силе, в которой видела справедливость – к Советскому Союзу.

Правительство СССР в ответ потребовало от Франции прекратить военные действия в Сирии. Кроме того, оно обратилось и к руководству США и Китая с призывом содействовать в этом вопросе, ссылаясь на решения, принятые на Сан-Францисской конференции. Однако Франция, пользуясь поддержкой Англии, не желала отказываться от оккупации Сирии, а также Ливана. И только железная воля Москвы позволила добиться того, что вопрос о выводе иностранных войск из этих стран был поставлен в СБ ООН. США в ответ выставили другой проект резолюции – в пользу Франции. Тогда Советский Союз впервые воспользовался правом вето, не позволив принять документ, ущемляющий интересы народов Сирии и Ливана.

В конце концов, Франция была вынуждена вывести свои войска, и 17 апреля 1946 года последний колониальный солдат покинул территорию Сирии.
Сотрудничество между СССР и САР было весьма плодотворным, особенно оно активизировалось после того, как в результате Революции 8 марта 1963 года к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения.

При взаимодействии между двумя странами в Сирии было построено более 80 крупных промышленных объектов, около 2 тысяч километров железнодорожного полотна, 3,7 тысяч километров линий электропередач. Шел активный обмен студентами - более 35 тысяч сирийцев обучались в советских, а затем и российских ВУЗах. Многие из сирийцев нашли в Москве и других городах и свое личное счастье – в Сирии множество смешанных браков, что также создает прочную основу братства между нашими народами.

В 1980 году между САР и СССР был заключен Договор о дружбе и сотрудничестве, который, в частности, подразумевает оказание военной помощи в случае необходимости. Причем этот договор до сих пор не был дератифицирован.

С началом трагических событий, связанных с развалом СССР и социалистического лагеря, это сотрудничество было приостановлено. У ельцинской администрации были совсем иные приоритеты. Большинство сирийцев старшего поколения до сих пор с большой болью говорят о беде, постигшей советские народы.

Сирии было тяжело остаться без поддержки мощнейшего союзника, но она выстояла. Были налажены связи со странами Латинской Америки, с Белоруссией, с КНДР и другими государствами, которые также противостояли диктату США и НАТО.

Однако связям между нашими народами не дано было разорваться. В 1999 году состоялся визит президента Сирии Хафеза Асада в Москву, в ходе которого были частично, еще слабо, восстановлены некоторые связи. После смерти Хафеза дело сотрудничества с Россией продолжил новый президент, Башар Аль-Асад.

И в настоящее время, когда колонизаторы вспомнили о своих былых притязаниях и руками своих наемников проливают кровь сирийского народа, Дамаску было бы намного сложнее выстоять без дипломатической и экономической помощи со стороны России. В частности, Москва вместе с Пекином неоднократно накладывала вето на попытки Запада повторить в Сирии ливийский сценарий, закончившийся, как известно, жесточайшей расправой над Ливийской Джамахирией и чудовищным убийством ее лидера Муаммара Аль-Каддафи. О, как до сих пор Штаты желают то же самое сделать и на улицах Дамаска, Хомса, Латакии…. Но – не получается. Сирия, при политической помощи России, уже более трех лет стойко сражается против подобных попыток, против орд наемных террористов.

С большим воодушевлением сирийцы восприняли визит Сергея Лаврова, а также Михаила Фрадкова в Дамаск в феврале 2012 года. Гости из России проехали от аэропорта до мест переговоров по сплошному «живому коридору» из людей, вышедших их поприветствовать. До сих пор тот визит с теплом вспоминают сирийцы.

«Сирия, Россия – дружба навсегда!» - это лозунг сирийцы по-русски скандировали на митингах. Он актуален, как никогда.

Тем временем в Совете Безопасности ООН состоялось специальное заседание, посвященное теме Ближнего Востока. На нем обсуждалась ситуация в секторе Газа, а также в Сирии. Выступил и постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин, который заявил, что «весь мир потрясен масштабами человеческой трагедии в регионе».

Чуркин от имени России приветствовал недавнее назначение нового спецпосланника ООН по Сирии Стаффана Де Мистуры и выразил надежду на то, что он внесет значительный вклад в дело налаживания сирийского политического процесса.

Постпред РФ выразил тревогу в связи с состоянием на полях в Сирии: «Особенно мы обеспокоены усиливающейся террористической активностью в Сирии и в регионе в целом. Осуждаем захват на прошлой неделе боевиками «Исламского государства» крупного газового месторождения Шаар в губернаторстве Хомс, который сопровождался массовой расправой над солдатами и ополченцами, охранявшими объект, а также над его персоналом. Этот инцидент в очередной раз подчеркивает императив принятия предложенного Россией проекта заявления Председателя СБ о недопустимости нефтеторговли с террористическими организациями в Сирии и Ираке».

Кроме того, российский дипломат указал на недопустимость такой ситуации, когда террористическим организациям, таким как «Джебхат Ан-Нусра» и «Исламское государство Ирака и Леванта», «перекрывается кислород в одной стране, но считается возможным мириться с их активностью в другой стране, такой как Сирия, и даже подпитывать их».

Россия продолжает оказывать Сирии дипломатическую поддержку. Пока что она – одна из немногих стран, которые ставят на международном уровне вопрос о преступлениях террористов в отношении сирийцев. К сожалению, многие другие «игроки» на мировой сцене только прикрывают эти преступления, и страдания сирийского народа для них – только предмет политических спекуляций.