Кто в группе риска. Группы риска. Группа социального риска
При болезни Альцгеймера человек постепенно теряет способности запоминать, осуществлять привычную деятельность, доступно излагать свои мысли, выполнять сложно координированную работу. С течением болезни полностью утрачиваются мыслительные функции головного мозга, человек перестает себя обслуживать, теряет мышечную массу, слабеет, оказывается прикованным к постели, нарушается работа тазовых органов.
Болезнь Альцгеймера на сегодняшний день считается неизлечимой и заканчивается смертью. Однако длительность заболевания, степень выраженности когнитивных нарушений, скорость нарастания симптомов индивидуальны у каждого больного. По статистике, в большинстве случаев с момента постановки диагноза люди проживают около семи лет.
Одним из факторов риска болезни Альцгеймера ученые считают низкий уровень
образованности, неполноценное использование умственных способностей на протяжении
жизни. Например, люди владеющие двумя и более языками значительно реже попадают
в число больных старческой деменцией. Таким образом, чтобы сохранить ясность ума
в преклонном возрасте, нужно постоянно заниматься саморазвитием
и самосовершенствованием на протяжении жизни.
Ранние проявления болезни Альцгеймера
Первым заметным признаком развивающейся болезни Альцгеймера считают расстройства памяти. Человеку становится все труднее вспоминать сложную информацию, заученную накануне, в то время как память на давно произошедшие события сохраняется. Не всегда удается быстро вспомнить нужное слово или его значение, приходится искать синонимы для правильного выражения своих мыслей.
Постепенно снижается способность к обучению. Возникают трудности с выполнением сложных мыслительных операций. В этой стадии человеку сложно становится сосредоточится на деталях. Для планирования дел на день требуется вести письменный дневник. Отмечается изменение фона настроения на негативный, склонность к апатии, депрессии , агрессии.
Усилия ученых всего мира направлены не только на поиск лекарства от этой формы слабоумия, но и на выявления возможных факторов риска болезни. Существует мнение, что ранняя профилактика среди людей, входящих в группу повышенного риска по развитию болезни Альцгеймера, снижает вероятность болезни, отодвигает возможные сроки заболевания и уменьшает выраженность симптомов.
Факторы риска болезни Альцгеймера
- Возраст. Болезнь Альцгеймера развивается обычно в возрасте старше 65 лет. С возрастом заболеваемость растет. Если вероятность заболеть в диапазоне 65-80 лет равна 5%, то у людей старше 80 лет заболеваемость возрастает до 25%.
- Женский пол считается фактором риска болезни Альцгеймера.
- Генетические факторы. Только редкие формы болезни Альцгеймера напрямую связаны с наследственным риском. Считается, что ген АПОЕ-ε4 значительно повышает риск развития деменции. Наивысшую наследственную предрасположенность отмечают в случаях ранней формы болезни Альцгеймера. Это редкий вид деменции, наступающий в возрасте 40-55 лет. Наследуется по аутосомно-доминантному типу, поэтому считается семейной болезнью.
- Повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм, инсультов, токсического воздействия ядов, солей тяжелых металлов (особенно алюминия) и прочих вредных веществ.
- Наличие различных соматических заболеваний в разной мере повышает вероятность развития болезни Альцгеймера. Наиболее значимые: сахарный диабет , артериальная гипертензия, атеросклероз.
Больные синдромом Дауна значительно чаще других людей страдают
от болезни Альцгеймера. Этот феномен объясняют ранним
старением людей с дополнительной хромосомой.
Эксперт:
Наталья Долгополова, врач-терапевт
Анастасия Анучина
«Дети группы риска»: что стоит за этим термином???
Кдетям и подросткам «группы риска» относят детей с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения. Ученые и практики к группе риска относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одаренными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребенка тоже можно считать ребенком из «группы риска».
Но ваше внимание сегодня я хочу обратить на ту часть «детей группы риска», чьи проблемы связаны с социально-психологической дезадаптацией.
Социально-психологическая адаптация – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. В ходе социально-психологической адаптации реализуются потребности, интересы и стремления личности, раскрывается и развивается ее индивидуальность, личность входит в новое социальное окружение. Результатом социально-психологической адаптации личности является сформированность социальных и профессиональных качеств общения, поведения и деятельности, принятых в обществе.
Термин "дезадаптация", обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленных на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой, появился сравнительно недавно в отечественной , большей частью психиатрической, литературе.
Пусковым механизмом этого процесса является резкое изменение условий, привычной жизненной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Вместе с тем индивидуальные особенности и недостатки в развитии человека, которые не позволяют ему выработать адекватные новым условиям формы поведения, также имеют немалое значение в развертывании процесса дезадаптации.
Социальные причины отнесения детей к «группе риска»
Социально запущенные дети
Социально запущенные дети - это дети, усваивающие искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально запущенные дети – это дети, поведение которых является преимущественно следствием отсутствия правильного воспитания, вредного влияния среды, беспризорности и сиротства. Число таких детей обычно резко увеличивается в связи с последствиями войны, голода, беженства и вообще социальных потрясений. Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка
Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок . Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает ее нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Социально незащищенные дети
Социально незащищенными детьми называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических и социальных.
Ребенок попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Примером социальной незащищенности можно назвать детскую безнадзорность.
Девиантное поведение детей
В психологической литературе девиантным называется по ведение, отклоняющееся от социально-психологических и нрав ственных норм, либо как ошибочный ан тиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесенном общественному благополучию, окружающим и себе. В качестве дополнительных признаков выделяются - трудности коррекции поведения и особая необходимость в индивидуаль ном подходе со стороны воспитателей и внимании сверстников.
Социальная норма - исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого в поведении или деятельности людей, социальных групп или организаций. Понятие «социальная норма» имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может оказаться отклонением и наоборот.
Отклоняющимся (девиантным) поведением принято называть социальное поведение, не соответствующее установившим данном обществе нормам. В соответствии с перечисленными критериями выделим три основные группы отклоняющегося поведения:
антисоциальное (делинквентное) поведение,
асоциальное (аморальное) поведение,
аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. Оно включает любые действия или бездействия, запрещенные законодательством. В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными , воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги. У подростков (от 13 лет) преобладают следующие виды делинквентного поведения: хулиганство, кражи, грабежи.
Асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество, иждивенчество. У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, ложь, воровство, вымогательство (попрошайничество). В подростковом возрасте наиболее распространены уходы из дома, бродяжничество, школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение.
Аутодеструктивное (Саморазрушительное поведение)
-
это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих основных формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость (злоупотребление психоактивными веществами), фанатическое поведение (например, вовлеченность в деструктивно-религиозный культ), аутическое поведение, виктимное поведение (поведение жертвы), деятельность с выраженным риском для жизни (экстремальные виды спорта, существенное превышение скорости при езде на автомобиле и др.).
Педагогически запущенные дети
Запущенность педагогическая - это интегративное понятие . С одной стороны, оно включает в себя ребенка, физически и психически здорового, который, однако, не обладает необходимыми знаниями, навыками и умениями, а с другой стороны - недостатки, издержки, отклонения и ошибки, характерные для профессиональной деятельности педагогов, психологов и медиков, а также для родителей или родственников в окружении ребенка
Две части проблемы могут служить источником педагогической запущенности ребенка и младшего школьника. Педагогическая запущенность может быть порождена неправильным развитием самого ребенка, у которого нет необходимых для его возраста знаний, умений, навыков. В этом состоит как бы «личная вина» ребенка.
В то же время - не в одном ребенке дело. Взрослые также повинны в появлении педагогической запущенности. Это вызывается, как показывают многочисленные исследования, неверными действиями со стороны родителей, родственников, педагогов, психологов, медиков. И нельзя с полной уверенностью сказать, какая из этих сфер способна оказать большее негативное воздействие на формирование и развитие личности. Причем, чаще всего обе эти сферы существуют в неразрывной связи друг с другом, подталкивая ребенка к этому состоянию.
Дети – сироты, опекаемые дети
Это группа детей тоже относится к «группе риска», т.к. таким детям, конечно же, нужно больше внимания и заботы со стороны работников общеобразовательных учреждений.
Дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Социальная сирота - это ребенок, который имеет биологических ролей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.
Лишены родительских прав;
Ограничены в родительских правах;
Признаны безвестно отсутствующими;
Недееспособны (ограниченно дееспособны);
Отбывают наказание в исправительных колониях;
Обвиняются в совершении преступлений и находятся под стражей;
Уклоняются от воспитания детей;
Отказываются забрать детей из лечебных, социальных учреждений, куда ребенок помещен временно.
В этом случае заботу о детях, т.е. попечительство, берет на себя общество и государство, в лице учреждений и лиц, заменяющих родителей. Таковыми могут быть опекуны, приемные родители, приют, дом ребенка, детский дом.
Дети - инвалиды
К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию , передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения , общения, трудовой деятельности в будущем.
Типичные трудности детей и подростков «группы риска»
взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
внутреннее («психологическое») одиночество, невыраженность, непонятность другими;
поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, испытание себя и других, поиск границ возможного;
поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности;
переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;
неорганизованность;
зависимость от других, низкая сила своего «Я»;
трудности в обучении;
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
трудный характер, наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т. д.;
отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
чувство вины, «стыда» за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т. д.), отсутствие уважения к родителям.
Дети из этих групп риска оказываются чаще всего в положении "аутсайдеров" в силу своей подверженности воздействию негативных микросоциальных и макросоциальных факторов. Вышеперечисленные группы детей в
К детям и подросткам «группы риска» относятся дети с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, неадекватном формам и требованиям ближайшего окружения: семьи детского сада, школы и т.д
Во-первых, здесь складывается внутренние трудности переходного возраста, начиная с кардинальной перестройки гормональных процессов и кончая изменением Я- концепции.
Во-вторых, существенно влияние оказывает неопределенность социального положения подростков. Подросток уже не ребенок, он стремиться к взрослости, устремлен в будущее, но во многом еще остается ребенком. Хотя от младшего школьника он отличается не меньше, чем от старшего.
В третьих, возникают многочисленные противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослы, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились. Именно подростки чаще всего попадают в категорию «трудных».
Классификация детей «группы риска»
До сих пор в отечественной психологии отсутствует общепринятый термин, который единообразно обозначал бы человеческую деятельность, не соответствующую социальным нормам. Детей. чье воспитание вызывает особые трудности, различные авторы называют по-разному:
«педагогически запущенными»,
«социально запущенными»,
«социально незащищенными»,
с «отклоняющимся поведением»,
«трудновоспитуемыми»,
«дезадаптированными»,
«социально заброшенными»,
с «девиантным поведением»,
с «делинквентным поведение»,
с «асоциальным поведение» и т.п
Общим являются лишь то, что всех вышеперечисленных детей авторы относят к категории «трудных».
Педагогически запущенные дети – это здоровые, потенциально полноценные, но не достаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогические запущенными детьми не утрачивается.
Социально запущенные дети отчуждаются не только школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
Социально незащищенными детьми – называют детей и подростков, оказавшихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях для жизни. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических, экологических, медицинских, психологических, социальная и педагогическая запущенность, криминогенных и др.
Девиантное поведение – это поступки (действия индивида) не соответствующие ожидание и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе.
Делинквентное поведение – это девиантное поведение, выходящие за пределы несоответствия социокультурным нормам и ожиданиям в область противоправных действий. Делинквентность – это психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные по своей направленности поступки и действия, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
Дезадаптация это несоответствие социопсихологического и психофизического статуса ребенка требованием новой социальной ситуации – школьного обучения, т.е. нарушение успеваемости, поведения, межличностного взаимодействия
Понятие детей «группы риска» подразумевает следующие категории детей:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптацией.
Критерии отнесения к «группе риска»
В «группу риска» входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.
К «группе риска» принято относить тех детей, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех детей, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.
Новое о педагогике:
Характеристика государственного образования в России начало IХ конец ХХ века
Начало XIX в. стало временем проведения крупных реформ в образовании. В 1802 г. создано Министерство народного просвещения, которое приступило к разработке реформы образования в России. В 1804 г. опубликован «Устав учебных заведений, подв...
Принцип концентрации внимания
Свободная и самостоятельная деятельность невозможна без умения сосредоточенно работать продолжительное время; доводить начатое дело до конца; внимательно наблюдать за действиями педагога, когда он показывает, как работать с материалом; слу...
В медицине
В частности, традиционно выделяются, например, группы риска заражения заболеваниями, передающимися половым путем , развития наркомании , развития психозов , вероятности выкидыша при беременности, развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и так далее.
В социологии
Например, в психолого-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», в которую традиционно включают детей из неблагополучных семей, детей с отклоняющимся поведением, учащихся с проблемами в обучении и развитии, а также детей с хроническими заболеваниями и инвалидов. Также, например, психологами рассматривается понятие «семьи группы риска».
В разговорном языке
В разговорной речи, а также в средствах массовой информации понятие «группа риска» употребляется часто для обозначения групп населения, наиболее подверженных каким-либо воздействиям определённого рода: быть обворованным, быть избитым на улице, быть подвергнутым насилию на рабочем месте и т. д.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Группа риска" в других словарях:
ГРУППА РИСКА, СССР, Евразия (Свердловская киностудия) / Свердловская киностудия / Союзтелефильм, 1991, цв., 195 мин. Семейная драма. По одноименному роману Евгения Богданова. Сварщик Сладков возвращается с женой на Родину после продолжительной… … Энциклопедия кино
Группа риска - совокупность людей, обладающих примерно одинаковой биологической защищенностью. Чувствительность человека к веществам, содержащимся в окружающей среде, определяется рядом факторов (возраст, режим питания, генетические аспекты, перенесенные… … Российская энциклопедия по охране труда
группа риска - 3.6 группа риска: Условное число, связанное с допустимым риском и устанавливаемое в зависимости от потенциальной опасности продукции. Примечание Применительно к НВО группу риска обозначают цифрами 1, 2, 3 и выражением «НВО, не относящееся ни к… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
ГРУППА РИСКА - – молодые граждане, которые уязвимы или могут понести ущерб от определенных медицинских, социальных обстоятельств или воздействия окружающей среды. В условиях социальной патологии усиливается риск для слабо защищенных социальных групп, семей,… … Терминологический ювенологический словарь
ГРУППА РИСКА - группа лиц (чаще всего подростков), которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что приводит к социальной и психологической… … Словарь по профориентации и психологической поддержке
Группа риска - условно выделяемая группа детей разного возраста, предрасположенных к нарушению норм и правил детской жизни в семье, школе и общественных местах, детей с отклоняющимся условно наказуемым поведением. Есть риск, что развитие этих детей, при… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Социальная прослойка в структуре населения, вызывающая наибольшие опасения с медицинской точки зрения, например заражения СПИДом (гомосексуалисты, проститутки, наркоманы и др.). (Источник: Словарь сексуальных терминов) … Сексологическая энциклопедия
Разг. Ирон. О проститутках, девушках легкого поведения. Максимов, 97 … Большой словарь русских поговорок
ГРУППА РИСКА - термин социальной педагогики для обозначения групп населения (детей, подростков и т.д.), находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных условиях жизни … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Группа риска медицинский и социологический термин, собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды. А также: «Группа… … Википедия
Книги
- Последнее дело. Между строк, или Группа риска , Филатов Никита Александрович. В сборник известного мастера остросюжетной прозы Никиты Филатова вошли классический детектив о писателях "Последнее дело" и приключенческая повесть" Между строк, или Группа риска", во многом…
Имеет несколько направлений по работе с группой риска, в которую включено несколько категорий людей. В данной статье мы рассмотрим основы работы, общения и цели. Для начала предлагаем определить, что это - группа риска? Какие категории людей в нее входят?
Определение и категории
Группа риска - это такая категория людей, социальное положение которых по некоторым критериям нестабильно, в итоге оно ведет к потере морального облика, социальной значимости и даже к биологическому разрушению. Такие люди в одиночку редко могут преодолеть все свои проблемы, именно для этого с ними ведется определенная работа. Социальные работники стараются помочь решить все жизненные неурядицы, найти путь к восстановлению социального положения.
Группа риска - это:
- дети с трудным поведением;
- беженцы;
- умственно неполноценные;
- бездомные;
- одинокие и многодетные мамы;
- престарелые;
- неполные семьи;
- дети-сироты;
- подвергшиеся какому-либо насилию;
- инвалиды;
- наркоманы;
- преступники;
- социально неадаптированные люди (со сложностями в общении);
- аморальные семьи.
Основы социальной работы с семьями из группы риска
Группа риска - это определенный контингент, который не может соответствовать требованиям настоящей социальной семьи. Эти требования таковы:
- решение повседневных проблем всех членов семьи;
- рождение и полноценное воспитание детей;
- поддержка недееспособных;
- обеспечение психологической, физической, экономической, моральной и социальной защиты для всех членов семьи.
Социальные работники помогают в решении проблем семьям:
- воспитывающим усыновленных детей, детей-инвалидов, имеющих на попечении инвалида-родственника;
- семьям военнослужащих;
- семьям многодетным, неполным, одиноким мамам;
- асоциальным семьям;
- безработным;
- мигрантам и беженцам.
Люди группы риска получают от социальных работников необходимую помощь в восстановлении семейных отношений, решении повседневных проблем и затруднений, моральную поддержку, ценные наставления, патронаж, путь к достижению положительных результатов и их закрепление, ориентацию на дальнейшее существование.
Работниками социальных служб выполняется следующий функционал:
- Диагностика группы риска. То есть выявление потенциала семьи или человека в отдельности, изучение его потребностей и особенностей.
- Охранно-правовая функция - обеспечение социальных гарантий, правовая поддержка, помощь в реализации права и свободы.
- Организация семейного общения, социального досуга, совместной деятельности и творчества.
- Оказание психологической и моральной помощи, поддержка и патронаж.
- Моделирование определенных ситуаций, пути их решения.
Работа с группой риска - это организованная деятельность, которая направлена на помощь небольшим группам людей, которые нуждаются в определенной помощи извне.
Социальная работа с людьми из группы риска
Социальная защита семьи:
- денежные выплаты (на рождение, воспитание ребенка - пенсия по потере кормильца, социальные пособия);
- льготы: жилищные, медицинские, налоговые, кредитные, трудовые и так далее;
- консультирование: психологическое, экономическое, юридическое, педагогическое, медицинское, родительский всеобуч.
Социальная поддержка при болезни, потере близкого человека:
- поддержка, направление и наставление подростков, помощь в профессиональной ориентации;
- консультации по вопросу обучения и трудоустройства;
- выплата пособий во время поиска работы;
- социальная и психологическая помощь.
Социальное обслуживание - это материальная, психологическая и реабилитационная помощь людям, оказавшимся в трудном положении. К данной категории относятся:
- несовершеннолетние родители;
- многодетные, бездетные и неполные семьи;
- педагогически несамостоятельные родители, семьи, где жестоко обращаются с детьми, конфликтные семьи с неблагоприятным психологическим климатом;
- семьи, в составе которых имеются криминогенные и аморальные личности;
- вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные.
Задачи
Основные задачи социальных работников заключаются в следующем:
- Выявление причин, по которым семья или человек попали в группу риска, какая нужна помощь от службы.
- Предоставление необходимой социальной помощи.
- Помощь в решении проблем социального характера, в том числе и моральная.
- Патронаж и поддержка при реабилитации.
- Социальный патронаж.
- Анализ конкретной ситуации и пользы предоставленной помощи.
Работа с группой риска состоит из нескольких этапов.
Первичное изучение семьи
Первым делом работники проводят изучение семьи. В процедуру входит:
- выявление состава (наличие детей, полная или нет);
- анализ отношений в семье, внутренних и внешних;
- наблюдение за семьей со стороны;
- определение ценностной ориентации;
- выявление условий жизни, быта и материального положения;
- выяснение состояния здоровья всех членов семьи, их особенностей.
При первом знакомстве с семьей специалист проводит беседы с каждым из членов, может попросить пригласить близких друзей и родственников.
Беседы с группой риска
Проводить беседы можно как в определенном учреждении, так и на дому. При беседе, если она проходит с ребенком или его родителями, могут присутствовать педагоги, психологи.
Первым делом необходимо ознакомить с темой беседы, начинать лучше с простых вопросов, например: "Как день прошел? Как настроение?" и так далее.
Первая беседа не должна длиться более часа.
Требования к беседе
- Определение цели проводимой беседы.
- Определение основных вопросов, которые будут заданы.
- Убеждение собеседника в том, что разговор пойдет ему на пользу.
- Формулировки нужно излагать точно и понятно.
Первым делом нужно проанализировать, готов ли собеседник к беседе. Если нет, то нужно его настроить на дружелюбный тон, начиная с обыденных вопросов. Когда есть уверенность, что собеседник внимательно слушает, можно переходить к основному опросу.
Группа риска - это особая группа людей, к которым необходим определенный подход.