Авиадиспетчер где учат в беларуси. На днях сертификат на обучение будущих пилотов для гражданской авиации получил единственный на нынешний момент в Беларуси авиационный учебный центр — «Даймонд. Чем раньше - тем лучше

Небо – это Ваша стихия!

Если Вы хоть раз задумывались о том, чтобы самому посидеть за штурвалом спортивного самолета, почувствовать, как легкий самолет слушается Ваших команд, увидеть нашу страну с высоты птичьего полета, то наш курс определенно для Вас.

Где выучиться на пилота-любителя

Мы предлагаем обучение на пилота-любителя по программе PPL (Private Pilot License - свидетельство пилота-любителя) на современном спортивном самолете Viper SD4 из Словакии.

Подготовка пилотов-любителей осуществляется в индивидуальном порядке в удобное для курсанта время, по согласованию с пилотом-инструктором.

Кто может получить права пилота-любителя

Научиться управлять самолетом может любой человек.

Для прохождения курса обучения на пилота-любителя, кандидат должен соответствовать следующим основным требованиям:

1. Возраст не менее 17 лет

2. Образование - особых требований к образованию нет, но Вы должны обладать достаточными знаниями по физике и математике, чтобы понимать все процессы, происходящие во время полета самолета. В случае, если Вы хотите летать за границей, необходимо достаточно свободно говорить по-английски.

3. Сертификат о прохождении специальной врачебно-летной экспертной комиссии (ВЛЭК) по адресу г.Минск, ул.Короткевича,7А. Кандидат на обучение по программе подготовки частного пилота должен соответствовать медицинскому стандарту 2-го класса.

Курсы пилотов-любителей разделены на 2 основных этапа:

1. Теоретический курс

Теоретическую подготовку можно пройти дистанционно или очно в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров Белорусской государственной академии авиации.

Первоначальная подготовка пилотов-любителей включает в себя изучение аэродинамики, метеорологии, дисциплин по характеристикам воздушного судна, его оборудованию.

После прохождения теоретической подготовки Вы получите свидетельство о повышении квалификации по программе «Первоначальная подготовка пилотов-любителей»

2. Практическая летная подготовка

Летная подготовка проходит на современном Viper SD4. Сверхлегкий самолет Viper SD4 из Словакии идеально подходит для обучения пилотов-любителей. Отзывчивое управление, новейшие технологии, высококачественные материалы, конструктивная безопасность отдельных узлов и всего самолета в целом.

Практическое обучение проводится под руководством профессиональных пилотов-инструкторов с большим налетом, опытом в авиации более 20 лет.

По окончании курса подготовки мы предоставляем документы о пройденном обучении в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь для получения курсантом Свидетельства пилота-любителя (PPL) государственного образца.

Продолжительность курса обучения на пилота-любителя

Срок обучения – 5-8 месяцев

Стоимость обучения на пилота

Стоимость обучения на пилота-любителя составляет 6 700€ (евро).

Оплата осуществляется в 3 этапа (20%-60%-20%).

Для того чтобы стать ближе к своей мечте, Вам остался всего один шаг.

Звоните нам по телефону +375 29 107 70 57.

Согласитесь, совсем не часто, отправившись за покупками в один из торговых центров города, обнаруживаешь на стоянке рядом с собственным автомобилем… вертолет. Самый настоящий, четырехместный, известной американской фирмы Robinson. Этот красавец сдается в аренду: за миллион с хвостиком можно целый час любоваться красотами белорусской природы с высоты птичьего полета. Однако, если эта махина всегда была объектом ваших грез, а 600 тысяч долларов не сильно ударят по вашему кошельку – ее можно даже купить!

Что потом, спросите вы? Нанимать личного пилота, или же видавший штурвал только в кино простой смертный может научиться управлять этим агрегатом абсолютно самостоятельно, как богачи в западных фильмах? Корреспондент «ЭН» выяснил, что ничего невозможного нет. Необходимы лишь три вещи: желание, деньги и здоровье.

УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ

Чтобы помочь людям, мечтающим о небе, причем как в Беларуси, так и за ее пределами, полтора года назад было создано Республиканское общественное объединение любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов (РООЛАВВС). Создано в дополнение к Белорусской федерации сверхлегкой авиации, деятельность которой распространяется на летательные аппараты весом до 750 кг. РООЛАВВС же имеет право объединить под своим крылом интересы людей, эксплуатирующих летательные аппараты до 5.700 кг. А они – самые распространенные в мире: как правило, это любительские частные самолеты, вертолеты. Причем работает организация под патронажем и при активном участии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций.

Новичку, как здесь говорят, помогут обрести «законные крылья», то есть – удостоверение пилота-любителя международного образца. Но одного желания и денег для полета в небо, конечно же, недостаточно. Для прохождения врачебно-летной экспертной комиссии необходимо соответствовать второму классу требований к здоровью пилота (первый класс – для пилотов гражданской авиации, перевозящих пассажиров, третий – для парашютистов, диспетчеров, технического персонала). Все эти требования изложены в авиационных правилах и приблизительно соответствуют требованиям к управлению автомобилем, разве что чуть-чуть жестче. Например, очень важно хорошее зрение. Если оно у вас -0,5 и ниже – вы негодны. Оно и понятно: поднимаясь в воздух, подвергаешь определенному риску не только себя, но и многих людей на земле.

После успешного прохождения медкомиссии будущего пилота ожидают теоретические и практические занятия. Теоретическая подготовка проходит на базе учебного центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации авиационного персонала гражданской авиации (ул. Аэродромная, 4). Объем для новичков – 23-25 дней, стоимость – около 600 тысяч рублей. Для практических занятий организация располагает различными типами летательных аппаратов – самолетами типа «Икарус», «Бекас», «Сесна», мотодельтапланами, парапланами, мотопарапланами, тепловыми аэростатами – и квалифицированными инструкторами. Сколько это удовольствие стоит? Ориентировочно 120-150 долларов США за 1 час полета на самолете. Причем пилот обязан налетать не менее 40 часов (из них 10 часов – самостоятельно). Норма для пилота теплового аэростата – не менее 16 часов, пилота планера – не менее 8.

МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ

– В настоящее время в организации состоят более 200 человек. Открыты филиалы в Витебске, Гродно, в тех районных центрах, где создана необходимая инфраструктура – Пружанах, Несвиже, – рассказывает председатель РООЛАВВС Александр ДОРОЖИНСКИЙ. – Удостоверение пилота-любителя, выданное у нас, действительно в любой точке мира с возможными поправками на местный воздушный кодекс.

– Владельцы самолетов, вертолетов, парапланов получают удостоверение единого образца?
– Да. Таковы международные правила. Хотя, наверное, было бы логично смягчить правила получения удостоверений для пилотов парапланов, парамоторов.

– Через какое время после получения удостоверения нужно его подтверждать?
– Ежегодно проводятся летная проверка и зачеты. Раз в три года – курсы повышения квалификации. Людям до 40 лет необходимо один раз в два года проходить медкомиссию, от 40 до 50 лет – один раз в год, после 50 лет – один раз в полгода.

– Если человек решил приобрести себе личный самолет, вертолет…
– Порядок приобретения оговорен в постановлении Госкомитета по авиации от 3 мая 2002 года №4, которое определяет и порядок ввоза на территорию Беларуси летательных аппаратов, в том числе для индивидуального пользования. Правила те же, что и при покупке автомобиля. Разумеется, должны быть в наличии документы, подтверждающие законность его ввоза на территорию Беларуси и законность приобретения. Лучше всего иметь на руках сертификат типа летательного аппарата, иначе возникнет ряд трудностей. Затем необходимо зарегистрировать его в Департаменте по авиации, где вам выдадут удостоверение летной годности. Кстати, в нашей организации есть техническая комиссия, которая осуществляет предварительную экспертную оценку, помогает владельцу устранить возможные несоответствия. Кроме того, во многих городах у нас есть временные аэродромы для хранения летательных аппаратов.

– Предположим, процедура регистрации успешно пройдена. Как получить разрешение на вылет?
– Во-первых, должны быть на руках удостоверение летной годности для летательного аппарата и удостоверение пилота-любителя. Во-вторых, подается заявка в соответствующий орган управления воздушным движением, который рассмотрит и выдаст разрешение на использование воздушного пространства. Получив это разрешение, пилот может выполнить полет даже за пределы Беларуси. Разница лишь в том, что для ведения радиообмена он должен знать английский язык. Есть такая пословица: один километр дороги ведет в никуда, один километр взлетно-посадочной полосы ведет в любую точку земного шара.

– А сколько по времени занимает процедура допуска к полетам?
– Как правило, заявку нужно подать до 17.00 накануне дня полета. По срочному плану заявку могут оформить и за три часа. Предпринимаются, правда, попытки ввести в Беларуси уведомительный порядок получения разрешения. Он еще проще. За 20-30 минут до вылета человек должен проинформировать о вылете. Но такой порядок предусматривает и высочайшую дисциплинированность. В небе меньше контроля, но степень ответственности больше, чем на земле.

– Разрешены ли полеты над большими городами? Например, над Минском?
– Существуют зоны, где летать запрещено. Минск относится к зоне ограничения. То есть для этого нужно получить специальное разрешение от властей.

– Сколько сегодня в Беларуси насчитывается легких и сверхлегких летательных аппаратов в частном пользовании?
– Более 100, но их число может увеличиваться каждый день.

– Какие санкции грозят нарушителям, осуществляющим полет на незарегистрированном аппарате без удостоверения пилота-любителя или без заявки на вылет?
– В связи с поправками в Административный кодекс штрафы за нарушение воздушного пространства могут достигать 1.000 базовых величин. Поэтому люди, которые могут себе позволить купить, к примеру, самолет «Сесна» за 30-40 тысяч долларов или «Икарус» за 12-15 тысяч долларов, предпочтут потратить еще пару тысяч, чтобы получить официальное удостоверение. В противном случае нарушителю может грозить штраф в размере стоимости целого самолета. Хотя нарушители еще встречаются.

– Много ли в Беларуси владельцев больших самолетов, вертолетов?
– У нас есть владельцы и четырехместных самолетов, и двухместных. Даже есть владелец гидросамолета. В принципе, процесс обретения «индивидуальных крыльев» в Беларуси идет. Пусть не такими семимильными шагами, как в России или на Западе. На сегодняшний день основной путь приобретения летательных аппаратов – покупка их за рубежом. Беларусь – не авиастроительная республика, но у нас сохранилось самодеятельное творчество. Это тоже важный элемент, который нельзя сбрасывать со счетов. В нашей стране есть самолеты-самоделки, летающие безаварийно по пять-шесть лет.

Обучение пилотов, получение лицензии пилота-любителя

Приоритетным направлением деятельности авиаклуба является подготовка пилотов-любителей, нацеленных на получение лицензии PPL (Private Pilot License). Это первый этап на пути к профессиональному пилотированию. Лицензия частного пилота PPL(A) дает право на управление одномоторным самолетом в личных целях.

Особенности обучения

Обучение полетам на самолете в нашей компании соответствует международным стандартам в области авиации.

В нашем учебном центре предполагает две формы – очную и заочную.

Наши преимущества:

    • высокое профессиональное мастерство пилотов-инструкторов
    • многолетний стаж персонала
    • безопасность и надежность техники
    • гибкий график занятий.

Мы проводим обучение на самолетах Cessna 172, Viper SD 4 и Diamond DA-40 NG:

  • Cessna 172 легкомоторный четырехместный самолет. Самая популярная модель самолета в авиации, которая давно подтвердила свою надежность. Максимальная скорость полета составляет 226 км\ч, а высота 4 000 м
  • Viper SD 4 двухместный самолет с максимальной скоростью полета 200 км/ч и высотой 4 920 м.
  • Diamond DA-40 NG четырехместный самолет с максимальной скоростью полета 285 км/ч и высотой 5 000 м.

Пилот самолета проходит обучение в соответствии установленному порядку. Минимальные требования к будущему пилоту:

  • возраст - от 17 лет;
  • состояние здоровья – ВЛЭК 2 класса. Будущие слушатели обязательно проходят врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК).

Обучение включает в себя следующие этапы:

  1. Теоретический

Теоретический курс обучения на пилота – курсанты проходят в УО «Белорусская государственная академия авиации». Программа первоначальной подготовки пилотов-любителей - (РРL) рассчитана на 158 часов учебного времени. После изучения теории осуществляется контроль и оценка знаний в соответствии с требованиями Авиационных правил выдачи свидетельств комиссией БГАА.

После благополучного прохождения курса, пилоту-курсанту выдается сертификат установленного образца. Он является допуском ко второму этапу подготовки – практической летной подготовке на самолетах на Cessna 172, Viper SD 4 и Diamond DA-40 NG

  1. Практический

Практика пилотирования осуществляется на самолетах Cessna 172, Viper SD 4, Diamond DA-40 NG и состоит из практической летной подготовки (39 ч.) и экзамена (110 мин).

Практическое обучение проводится под руководством профессиональных пилотов-инструкторов с большим налетом, опытом в авиации более 10 лет.

  1. Завершающий этап

Инструктор-экзаменатор производит летную проверку пройденного учебного курса.

  1. Получение свидетельства пилота – любителя

Удостоверение пилота-любителя, прошедшего PPL-обучение, выдается в Департаменте по авиации Минтранса РБ в присутствии высшей квалификационной комиссии.

Цена обучения складывается из длительности курса, класса техники и др. Купить курс пилота-любителя нашего учебного центра в г. Минск вы сможете приблизительно за 5500 у.е. Обучение на пилота гражданской авиации обойдется вам дороже.

Перед тем как приступить к обучению на пилота-любителя, можете пройти пробный урок пилотирования (2 часа). Инструктор кратко объяснит основы пилотирования, особенности оборудования. Затем вы попробуете себя в роли пилота и совершите свой первый полет.

Записаться на курсы можно на нашем сайте.

Новости Беларуси. Любая нештатная ситуация такого рода в небе во время полета – это всегда дополнительный риск. Конечно, крайне нежелательный. Стресс не только для пилотов, но и пассажиров. Особенно если взглянуть на частоту воздушных происшествий в мире за последнее время.

Белорусские специалисты в гражданской авиации, к их чести и нашей радости, по всем пунктам на высоте.

Их стихия – небо. То самое, такое порой близкое и далекое. Где хочется рукой потрогать необузданные облака.


Мне всегда было интересно, как эти огромные машины легко взмывают в воздух.

Одни готовят крылатых пташек в алюминиевой оправе к полетам на земле, другие поднимают воздушных гигантов с сотнями пассажиров на борту в небо. И с легкого, но всегда выверенного разрешения авиадиспетчера, берут курс. Из Минска на ближнее и дальнее зарубежье.

Анатолий Старанович, декан факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации:
Мы отвечаем за них на этом этапе, а потом будет зависть наша жизнь, в том числе как они будут работать в нашей авиационной отрасли.


Безопасность состоит из двух элементов. Это безопасность полетов и авиационная безопасность. Этот процесс включает в себя и процедуры сертификации всех элементов, начиная от аэродрома, заканчивая воздушным судном. Сертификацию также персонала всего.

Единственное в своем роде учебное заведение в Беларуси, где для национального аэрофлота готовят персонал – Академия авиации. Здесь и среднее специальное образование, и высшее, и институт повышения квалификации. Практически весь спектр – от специалистов технического профиля до авиадиспетчеров. Но есть к чему стремиться.

Григорий Ловшенко, ректор Белорусской государственной академии авиации:
Становятся высокие планки по подготовке специалистов, в частности это и обучение наших специалистов в магистратуре в России, привлечение специалистов из авиационных предприятий, также создание филиалов кафедр. Поэтому уровень авиационного образование неуклонно будет возрастать.

Сердар и Азиз родом из Туркменистана. Ребятам, как свой путь профессиональный найти, душевные аккорды наиграли. И словно магнитом – учиться в Беларусь.

Азиз Халылов, курсант факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации:
Я изначально решил, что приеду учиться именно в Беларусь.

Сердар Балтаев, курсант факультета гражданской авиации Белорусской государственной академии авиации:
Преподаватели у нас очень хорошие, требовательные. Всегда поддерживают, помогают, пытаются передать нам свои навыки, поэтому я думаю, что стану хорошим специалистом.

О высоком уровне белорусской авиационной школы хорошо известно не только в Ашхабаде. Даже из Йемена к нам учиться приезжают. Потому как основывается весь процесс подготовки не только на совершенствовании методик. Выпускники со своим делом на твердое «ты».

Вот и Анастасия Сапежко – авиадиспетчер в будущем – уже сегодня точно знает: в их деле романтика – разве что вдохновение к тому, чтобы учиться, учиться и учиться.

Анастасия Сапежко, курсант факультета гражданской авиации Белорусской государственной авиационной академии:
На мой взгляд, авиадиспетчер – это человек стрессоустойчивый, который способен принимать решения в кратчайшие сроки, усидчивый. И, конечно, здесь не обойтись без знания английского языка.

А вот долгое время приходилось обходиться национальному авиаперевозчику без подготовленных в Беларуси пилотов. Тех, кто с военной авиации приходил, переобучали, но чтобы с ноля вырастить, возможности не было. Сегодня ситуация начинает по иному складываться, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.


Можно отработать все (как внештатные, так и аварийные) ситуации в любое время суток при любых метеорологических условиях.

Этот тренажер открывает безграничные возможности. Здесь тебе и любой аэропорт, и все необходимое, чтобы, полетав виртуально, можно было на посадку уже реальную в смысле буквальном заходить только по приборам.

Андрей Мартынчик, инженер-инспектор по безопасности полетов авиационного учебного центра:
Если есть у человека желание продолжить свое обучение, получить профессию пилота-профессионала, то этого достаточно для того, чтобы в дальнейшем без труда освоить любой тип современных воздушных судов.

А теперь от практики на земле переходим к полетам в небе. В авиационном центре есть и оригинальные прототипы тренажера – легкие самолеты, на которых авиаторы становятся на крыло.

Ощущения практически те же: и управляемость, и маневренность, только в кровь уже приливает та самая, за которой и идут в покорители небес, романтика.

С инструктором в небе опасаться нечего. Но в жизни разное бывает. Летают пассажирские лайнеры и в страны другие, и в погодные условия разные, да и пассажиры бывают импозантные.

Анатолий Ксензов в гражданской авиации почти не одну тысячу часов накрутил. И у штурмана не раз мурашки по коже пробегали.

Анатолий Ксензов, диспетчер по планированию воздушного движения авиационного диспетчерского пункта ДОСААФ:
Были случаи разные. Один полет на другой не похож. Они зависят и от времени суток, от рельефа местности, метеорологических условий.

Под безопасностью полетов скрывается целый комплекс мер. Начинается все со входа в аэропорт. Затем – обслуживание техники и профессионализм экипажа.

Александр Апет, заместитель начальника управления государственной инспекции по безопасности полетов и авиационной безопасности департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
Прошли в Республике Беларусь несколько аудитов международной гражданской авиации как в области безопасности полетов, так и в области авиационной безопасности. И уровень в обоих составляющих безопасности признан в Республике Беларусь очень высоким.

Курсируют в Национальном аэропорту самолеты ежедневно десятками. За весь этот поток пассажиров, на каждом из этапов, отвечают также люди. И даже несмотря на возможности современной техники, место для человеческого фактора никто и никогда не оставляет.

Два современных четырехместных австрийских самолета с белорусскими флагами на борту, прибывших весной на аэродром «Мачулищи», фактически олицетворяют новую эру в развитии нашей авиации. Именно за их рычагами управления этой осенью сможет оказаться едва ли не каждый желающий. На днях сертификат на обучение будущих пилотов для гражданской авиации получил единственный на нынешний момент у нас авиационный учебный центр - «Даймонд». Впрочем, для журналистов «СБ» эта новость стала лишь информационным поводом. И мы со своей высоты решили понять, есть ли будущее у подобных заведений.

Набор высоты

Бывшему командиру 50–й смешанной авиационной базы полковнику Вадиму Кирилюку после увольнения из части менять место работы, по сути, не пришлось. Точно так же, как и предыдущие 15 лет, каждое утро он появляется на аэродроме «Мачулищи». Теперь здесь базируются не только военные. Место указом Президента выделили и гражданским.

Кому, как не Вадиму Анатольевичу, знать, какой это трудоемкий процесс - открыть авиационный учебный центр. В одном из кабинетов замечаю шкаф, набитый толстыми папками. Согласование с департаментом по авиации всех необходимых документов, получение всевозможных разрешений и сертификатов заняло без малого полтора года. Учить новичков будут профессионалы, у которых за плечами тысячи часов налета на «Илах» и «Анах». Учредителями выступили унитарное предприятие «Белспецвнештехника» в лице генерального директора Сергея Борисенка и одна из российских компаний. За стеной обнаруживаем современный тренажер, полностью имитирующий кабину учебного самолета. А за окном своих первых пассажиров ждут и сами миниатюрные Da–40. Экономные, топлива расходуют в несколько раз меньше, нежели привычные учебные «Яки». Сажусь на место пилота и понимаю: они только–только с заводских стапелей. Даже специфический запах еще не выветрился.

У нас процесс построен на высокой профессиональной основе. Мы сотрудничаем с Минским государственным высшим авиационным колледжем, где будем проводить теоретическую подготовку. Кроме того, до нас никто не занимался подготовкой тренажерной, - делится планами Вадим Кирилюк.

Интерес к учебному центру уже есть. Чтобы получить «корочку» пилота–любителя, понадобятся примерно полгода и около 10 тысяч евро. Впрочем, у этой школы есть и стратегическая задача: готовить профессионалов - пилотов коммерческой авиации, которые смогут работать по найму. А значит, вполне возможно, удастся кардинально пересмотреть систему подготовки кадров для гражданской авиации. Ведь молодые кадры для Беларуси нынче обучают в Ульяновске. Вадим Кирилюк рассуждает:

Для дальнейшей работы на «Боингах», «Эмбраерах» или «Аэробусах» обучение должно вестись как минимум на двухдвигательных самолетах. В недалеком будущем мы планируем приобрести такие - модели Da–42. Они схожи по оборудованию. После теоретической подготовки курсантам незачем уезжать в Ульяновск, их ждем мы. Во время обучения в России толковых ребят были случаи, им говорили: мол, зачем тебе возвращаться, мы станем платить гораздо больше. Если обучение будет в нашем клубе, меньше шансов на утечку кадров.

Рассчитывает руководство авиационного учебного центра и на госзаказ со стороны силовых структур, в частности иностранных. Пока же эта ниша занята, в том числе ДОСААФ. На коллегии общества в марте звучали цифры: в тамошних клубах прошли летную подготовку около 300 курсантов Военной академии и 10 курсантов министерства обороны Нигерии. И точка.

Чем раньше - тем лучше

В руках заместителя начальника отдела летных стандартов и поддержания летной годности департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Леонида Беды солидная стопка бумаг. Это иностранцы изучают возможность открыть в нашей стране собственные курсы по подготовке пилотов. Только за последнюю неделю поступило несколько таких предложений. Впрочем, одна из идей выглядит наиболее любопытной. Принадлежит она руководителю рижского клуба юных пилотов Александру Микитасю. Он считает: за штурвал нужно допускать уже старшеклассников:

- Цель - ознакомить их с основами авиации и дать реальные знания и навыки, необходимые для дальнейшего получения профессии. Во многих сферах крупнейшие фирмы ищут специалистов по всему миру, выделяют гранты на учебу способным ребятам. Ведь, если вы хотите получить картошку, вам легче ее вырастить самому, чем искать в диких зарослях? Так почему в авиации должно быть по–другому? Скажем, по моим данным, в США 500 тысяч частных пилотов и 300 тысяч самолетов. Это отличное поле для отбора в профессионалы. Там действует программа «Орлята», через которую за три года прошли несколько сотен тысяч детей. Их, к слову, обучают уже с восьми лет. Подобные проекты есть и у нас в Латвии. Да и гениальную советскую формулу забывать нельзя: «от модели - к планеру, с планера - на самолет». В тяжелых материальных условиях довоенного СССР она обеспечила подготовку 150 тысяч летчиков - больше, чем тогда было во всем мире. Это помогло выиграть войну и определить бурное развитие авиации и космонавтики. Потом система спецшкол, заводских и колхозных аэроклубов, кружков была уничтожена Хрущевым, но частично восстановлена в 60–х: кружки при домах пионеров и прочее.

История авиации и английский язык, конструкция летательного аппарата и его составляющих, безопасность полетов и управление воздушным движением, обслуживание и работа аэропорта, авионика - теорию ребята разберут досконально. Александр Микитась уверяет: уже на этом этапе становится понятным, что летчик - профессия избранных, требующая финансовых вложений. Происходит вполне естественный отсев, после которого остаются только действительно одержимые небом. Выходит, чем раньше человек поймет, что ему в самом деле интересно, тем лучше. В том числе для его кошелька.

Вопрос в том, что для тех, у кого есть деньги, это скорее игрушки, понты. Те же, кто действительно горит желанием, заплатить зачастую не может. Но, скажем, в Латвии можно взять кредит на образование. В Беларуси же хочу предложить всем причастным сторонам - например, «Белавиа», Военно–воздушным силам - сделать совместный план, чтобы начать работу на базе колледжа, - резюмирует Александр Микитась.

Наставники и новички

Чтобы подобные учебные заведения приносили прибыль, желающих стать пилотом, понятное дело, должно быть не один и не два. Нужно вести речь о хотя бы небольшом, но конвейере, выпускающем год за годом все больше специалистов. Но, скажем, дипломы Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации ежегодно получают 5 - 10 белорусов. А теперь зададимся резонным вопросом: не превысит ли предложение спрос? Заместитель генерального директора Национальной авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец заявляет: дефицита пилотов в авиакомпании нет. Наоборот, сейчас избыток резюме:

- В общем–то большой проблемы и не было. Лишь в определенный момент, когда в России образовался глубокий кризис с летными кадрами: провалили подготовку. Авиакомпании тогда просто начали их друг у друга воровать. И ряд наших работников тоже туда уехали.

Кризиса действительно нет. Скажем, по разным причинам списывается очень много военных летчиков: по возрасту, по здоровью. Они не уходят на пенсию, а переходят в гражданскую авиацию. Но переломный момент уже подошел. Летного состава хватать скоро перестанет. Возраст многих пилотов подходит к критическому, - парирует Вадим Кирилюк.

И действительно. Стоит взглянуть на цифры, обнародованные порталом AviationCV. В ближайшие 20 лет мировой авиации понадобится еще 460 тысяч пилотов, в частности Европе и странам СНГ - 102 тысячи. Около 500 человек ежегодно уходят на пенсию в одной лишь России. Значит, выручат новички? Впрочем, Игорь Чергинец категоричен: в авиакомпании должна сохраняться преемственность поколений, когда пилоты опытные становятся наставниками для вчерашних юнцов. Мол, если завтра за штурвалами окажется 50 процентов молодых, это может напрямую повлиять на безопасность полетов:

Естественно, большая часть наших пилотов - с солидным опытом. Молодежи, только–только пришедшей из училищ, не так уж и много.

Компетентно

Леонид Беда, заместитель начальника отдела летных стандартов и поддержания летной годности департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций:

Желающих пробиться в небо очень много. Но для любителей требования в нашей стране одни, для профессионалов - совсем другие. Например, наличие соответствующего среднего специального или высшего образования. У большинства авиакомпаний Евросоюза требований по образованию, напротив, нет. Поэтому пока авиационные клубы могут обучить, но не дать профессию. Что касается клуба юных пилотов, то подобные в советские годы существовали при каждом учебном авиационном заведении. Они были частью единой системы военно–патриотического воспитания молодежи. Надо понимать, на это выделялось достаточно большое количество денег. Можно и сейчас заниматься подобным воспитанием с точки зрения авиации. Если есть деньги - самому, нет - при поддержке спонсоров, партнеров, например БРСМ или центров детей и молодежи. А вот профессиональная подготовка старшеклассников - это уже вопрос другой. Скажем, согласно нашему законодательству, садиться за штурвал учебного самолета пилоту–любителю можно лишь с 17 лет.