Альтернативную гражданскую службу вместо военной. Альтернативная служба в армии — что это такое? Условия и требования прохождения АГС. Вакансии для призывников

Альтернативная гражданская служба – это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, которая осуществляется взамен военной службы по призыву.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу (более ста позиций, среди которых значительное количество должностей – медработники), а также перечень организаций, где предусматривается прохождение такой службы, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.02.2011 N 135н.

Гражданин РФ имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной службой в случаях, если:

Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию

Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. Единый перечень таких народов утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.

Данное право закреплено ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и реализовано Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон).

Граждане, которые проходят альтернативную службу, за свой труд получают зарплату, на них распространяются нормы социального и государственного пенсионного обеспечения. Кроме того, им предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ.

На альтернативную службу направляются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые соответствуют следующим требованиям:

Не пребывают в запасе

Имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной службой

Лично подали в военкомат заявление о желании заменить военную службу по призыву альтернативной службой

В их отношении призывная комиссия приняла соответствующее решение.

Не направляются на альтернативную службу граждане, которые:

Имеют основания для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу

Не подлежат призыву на военную службу.

Более подробно об этом говорится в ст. 23 и 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Заявление о замене военной службы альтернативной и порядок его рассмотрения

Гражданин, желающий пройти альтернативную службу, должен подать заявление в тот военкомат, где он состоит на учете. Сделать это нужно заблаговременно: граждане, подпадающие под призыв в октябре-декабре, должны подать заявление до 1 апреля того же года, а те, кто должен отправиться служить в апреле-июне, заявление подают до 1 октября предыдущего года.

В заявлении гражданин указывает, что служба в армии противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Это утверждение он должен аргументировать, перечислив причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене службы.


К заявлению нужно приложить автобиографию, характеристику с места работы или учебы и прочие документы – по желанию заявителя. Можно также указать лиц, которые согласны подтвердить, что несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию заявителя.

Военкомат должен выдать гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной комиссии в присутствии заявителя. Соответственно, его должны заблаговременно уведомить о времени и месте проведения заседания. Призывная комиссия заслушивает выступления заявителя, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов. Кроме того, она анализирует документы и сведения – как представленные заявителем, так и полученные комиссией самостоятельно.

Рассмотрев заявление, призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной или принимает мотивированное решение об отказе. Сделать это она должна в течение месяца со дня окончания срока подачи заявления в военкомат.

При положительном заключении претендента направят на медицинское освидетельствование. Потом он должен будет явиться еще на одно заседание комиссии, где будет решен вопрос о его направлении на альтернативную службу.

Законодательством РФ для граждан от 18 до 27 лет, подлежащих призыву на военную службу, преду­смотрено право заменить ее альтернативной гражданской службой, то есть специфической трудовой деятельностью по определенным профессиям и должностям. Таких лиц по сравнению с количеством призывников, конечно, немного, но с каждым годом становится больше. И работодателям, к которым могут быть направлены «альтернативщики», нужно знать, как и на каком основании их принимать на работу, как увольнять и какие особенности при альтернативной службе должны соблюдаться. Об этом мы и расскажем в статье.

Oсновным регулирующим законом в данной области является Федеральный закон от 25.07.2002 № 113 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113 ФЗ). В нем дано такое определение: альтернативная гражданская служба – особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом нюансов, предусмотренных Законом № 113 ФЗ. Кроме этого, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 № 256, которым утвержден Порядок прохождения альтернативной гражданской службы (далее – Порядок).

У кого есть право на замену и на какую?

Решение о том, можно ли заменить призывнику военную службу на альтернативную, принимает призывная комиссия. Однозначно будет отказано гражданам, которые согласно ст. 3 Закона № 113 ФЗ:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу (например, не годны к ней по состоянию здоровья);
  • не подлежат призыву на военную службу (в частности, находятся под следствием или судимы);
  • имеют отсрочку от призыва (временно не годны по состоянию здоровья, воспитывают ребенка без матери и др.).

Законом № 113 ФЗ установлено лишь два случая, когда гражданин имеет право на замену военной службы альтернативной:

1. Если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

2. Когда он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами (ст. 2).

Что касается видов подходящих для «альтернативщиков» работ и профессий, среди них есть как рабочие специальности (грузчик, дворник, столяр и пр.), так и высококвалифицированные (врач, программист, юрист) – всего 104 специальности. При этом по сравнению с действующим ранее перечнем 22 специальности исключены.

Перечень видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается ее прохождение, утвержден Приказом Минтруда РФ от 08.02.2017 № 152н.

Согласно ст. 4 Закона № 113 ФЗ организации, в которых граждане могут проходить альтернативную службу и которые перечислены в перечне, подведомственны федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ. Кроме того, такие граждане могут занимать гражданские должности в организациях ВС РФ, других войсках и воинских формированиях.

Территориально граждане проходят альтернативную службу, как правило, за пределами своего субъекта РФ, за исключением лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, – они направляются в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

К сведению:

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят «альтернативщик», и места прохождения такой службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина и потребность организаций в трудовых ресурсах. При этом нужно помнить, что трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения (ч. 5, 6 ст. 4 Закона № 113 ФЗ).

Оформляем трудовой договор

В силу п. 39 Порядка по прибытии в организацию для прохождения альтернативной службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

  • предписание;
  • паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий;
  • удостоверение и учетную карту;
  • проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;
  • трудовую книжку, кроме случая, когда трудовой договор заключается впервые;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);
  • документы об образовании и (или) квалификации или владении специальными знаниями (при наличии);
  • документы воинского учета.

В учетной карте гражданина работодатель должен сделать отметку о его прибытии в организацию (п. 50 Порядка).

В соответствии со ст. 59 ТК РФ, ст. 16 Закона № 113 ФЗ и Порядком с гражданином, прибывшим для прохождения альтернативной службы, заключается срочный трудовой договор. При этом днем начала работы будет день убытия к месту прохождения такой службы, указанный в предписании военного комиссариата.

Срок действия договора равен сроку прохождения альтернативной службы, при службе в органах исполнительной власти он составляет 21 месяц. Причем в срок службы включается время нахождения гражданина в пути, подтвержденное проездными и другими документами.

На основании трудового договора работодатель издает приказ о приеме на работу. Кроме того, в трехдневный срок с момента заключения договора следует уведомить об этом орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, и военный комиссариат по месту прохождения службы (п. 50 Порядка).

Обратите внимание:

Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную службу, не устанавливается (п. 41 Порядка).

Как и всем сотрудникам, в трудовую книжку «альтернативщика» следует внести запись и заполнить его личную карточку.

Моментом окончания действия трудового договора будет день расторжения работодателем срочного трудового договора при прекращении альтернативной гражданской службы.

Особенности прохождения службы

Как уже было отмечено, трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную службу, регулируется Трудовым кодексом с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 113 ФЗ и Порядком. Особенности при приеме на работу мы рассмотрели, теперь рассмотрим нюансы осуществления альтернативной службы.

1. Обращения работников-«альтернативщиков». Согласно п. 42 Порядка работник, проходящий альтернативную службу, имеет право направлять обращения и жалобы по вопросам прохождения службы должностному лицу, определяемому руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна организация.

2. Рабочее время и время отдыха. В силу ст. 20 Закона № 113 ФЗ продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Так, согласно ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Если гражданин, например, проходит альтернативную службу в медицинском учреждении и включен в медперсонал, продолжительность его рабочего времени за учетный период не может превышать 39 часов в неделю (ст. 350 ТК РФ).

При использовании гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком предоставляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно (ст. 17 Закона № 113 ФЗ).

При этом в соответствии с п. 43 Порядка исполнение «альтернативщиком» трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной которому организации гражданин проходит альтернативную гражданскую службу. В этом случае работодатель учитывает время исполнения гражданином трудовых обязанностей в сутках. За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляется двое суток отдыха, причем, как правило, по окончании этих мероприятий.

Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, полагаются отпуска в порядке, установленном ТК РФ. При этом продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.04.2005 № 261 (далее – Приказ № 261). По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы. Все сведения о предоставленных отпусках работодатель должен вносить в учетную карту гражданина, проходящего альтернативную службу.

Добавим, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть про­длен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, и при предоставлении работодателю документов, подтверждающих основания для продления отпуска (п. 54 Порядка).

3. Перевод. Пунктом 44 Порядка установлено право гражданина, проходящего альтернативную службу, на перевод из одной организации в другую.

Решение о переводе «альтернативщика» из одной организации в другую с обоснованием необходимости такого перевода принимается Рострудом по представлению органа исполнительной власти, которому подведомственна первая организация. Роструд доводит решение о переводе до органов исполнительной власти, которым подведомственны эти организации, а те, в свою очередь, доводят решение до данных организаций.

На основании решения работодатель издает приказ о переводе, расторгает с работником трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями. Еще он уведомляет организацию, в которую направляется для дальнейшего прохождения службы, о сроке прибытия, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную службу, военный комиссариат по новому месту прохождения службы и Роструд о переводе гражданина на новое место альтернативной службы.

Гражданину под расписку выдается предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы (форма этого документа утверждена Приказом № 261). Он обязан прибыть в организацию, в которую переводится, в срок, указанный в предписании.

Оформление на работу в другую организацию осуществляется по установленной для приема на работу процедуре, описанной выше. Что касается оплаты труда таких работников, она производится в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда (ч. 2 ст. 20 Закона № 113 ФЗ).

Гарантии и ограничения для «альтернативщиков»

Работникам, проходящим альтернативную службу, работодатель предоставляет гарантии в соответствии с законодательством. При этом в ст. 20 Закона № 113 ФЗ отдельно отмечено, что такие граждане подлежат:

  • обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечению специальной одеждой, специальной обувью, другими средствами индивидуальной защиты и иному материальному обеспечению. Оно осуществляется организациями в порядке, по нормам и в сроки, которые установлены законодательством РФ для соответствующего вида работ.

Установлены и специальные гарантии, в частности, работодатель должен:

  • бесплатно обеспечить общежитием граждан, проходящих альтернативную службу вне территории, где они постоянно проживают (ч. 3 ст. 20 Закона № 113 ФЗ);
  • приобретать проездные документы для проезда на новое место службы при переводе в другую организацию (п. 47 Порядка);
  • предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время) (ч. 6 ст. 19 Закона № 113 ФЗ);
  • организовать за свой счет доставку гроба с телом гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной гражданской службы, к месту погребения в сопровождении представителя работодателя (ч. 4 ст. 23 Закона № 113 ФЗ).

Лица, проходящие альтернативную службу, имеют и другие льготы и гарантии. Так, в силу ст. 19 Закона № 113 ФЗ:

  • время прохождения такой службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности;
  • время прохождения такой службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях;
  • за таким лицом сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на эту службу. При этом гражданин не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • за гражданином, работавшим до направления на альтернативную службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения со службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу в той же или, с согласия работника, другой организации;
  • за гражданином, направленным на альтернативную службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении со службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на службу;
  • «альтернативщики» имеют право на охрану здоровья и медпомощь, которая оказывается в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения службы;
  • эти лица имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения службы, в связи с переводом на новое место службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной службы.

Отметим, что расходы, связанные с реализацией права на бесплатный проезд, а также расходы, связанные с доставкой к месту погребения гроба с телом (останками) гражданина, умершего (погибшего) в период прохождения альтернативной службы компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от 05.10.2004 № 518.

При этом, в отличие от обычных сотрудников, для граждан, проходящих альтернативную службу, установлены некоторые ограничения. В силу п. 2 ст. 21 Закона № 113 ФЗ такие служащие не могут:

  • отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей;
  • занимать руководящие должности;
  • участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
  • совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гарантиями;
  • покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
  • прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
  • оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

Особенности увольнения

Главной особенностью при увольнении является запрет на увольнение – как по собственному желанию «альтернативщика», так и по инициативе работодателя. Пунктом 56 Порядка и ст. 23 Закона № 113 ФЗ установлены специальные основания увольнения с альтернативной службы.

Решение о прекращении такой службы в связи с увольнением гражданина принимается должностным лицом на основании представления о прекращении альтернативной гражданской службы в связи с увольнением гражданина с нее и оформляется приказом. То есть работодатель направляет должностному лицу органа, которому подведомственна организация, в установленные сроки представление на работника с приложением предусмотренных в п. 59 Порядка документов. К основным документам, которые прилагаются к представлению во всех случаях увольнения, относятся:

  • служебная характеристика;
  • копия учетной карты;
  • копия трудовой книжки;
  • документы, подтверждающие периоды альтернативной службы, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством РФ (при наличии таких периодов).

В зависимости от основания увольнения к этим документам следует приложить дополнительные (основания и сроки увольнения, сроки подачи представления и перечень дополнительных документов см. в таблице).

Основание увольнения

Срок направления представления на увольнение

Срок увольнения

Дополнительные документы

Истечение срока службы

Не позднее чем за два месяца до истечения этого срока

Дата увольнения указывается в приказе должностного лица

Документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной службы

Признание работника негодным к альтернативной службе по медпоказаниям

Три дня с момента получения заключения военно-врачебной комиссии (ВВК)

Не позднее месяца со дня получения учреждением заключения ВВК

Заключение военно-врачебной комиссии

Избрание (назначение) работника в органы законодательной власти или депутатом

Незамедлительно

Со дня избрания (назначения) на соответствующую должность

Копия решения уполномоченного органа об избрании (назначении) гражданина в органы законодательной власти или копия извещения избирательной комиссии об избрании его депутатом

Вступление в законную силу приговора суда о назначении работнику наказания в виде лишения свободы

Три дня со дня получения уведомления суда

Со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда

Копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы

Досрочное увольнение*

Три дня со дня подачи работником заявления о досрочном увольнении

Не позднее месяца со дня подачи заявления

Заявление гражданина о досрочном увольнении со службы, копии документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного увольнения

* Под досрочным увольнением с альтернативной службы понимается наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы (в связи с организационно-штатными мероприятиями, переходом на службу в другие органы и др.).

Итак, приказ должностного лица о прекращении альтернативной службы в связи с увольнением гражданина должен быть издан в двухнедельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ доводится до работодателя в порядке, установленном органом исполнительной власти. В соответствии с приказом в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

В течение трех рабочих дней работодатель обязан уведомить орган исполнительной власти, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, в котором гражданин состоит на воинском учете, о расторжении срочного трудового договора. В свою очередь, уведомленный орган исполнительной власти сообщает о расторжении данного договора с гражданином в Роструд.

Гражданин обязан в двухнедельный срок со дня увольнения явиться в военный комиссариат, направивший его на альтернативную службу, и сдать удостоверение и учетную карту.

* * *

Как видим, трудовая деятельность «альтернативщиков» имеет довольно много особенностей, прежде всего в части оснований увольнения, перевода и предоставления дополнительных гарантий. При этом работодатель обязан контролировать исполнение трудовых обязанностей такими работниками. Хотя уволить их по общим основаниям, установленным Трудовым кодексом, не получится, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей граждане, проходящие альтернативную службу, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, они несут административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность по законодательству РФ – с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной службы (ст. 6, 22 Закона № 113 ФЗ).

1 -1

Наверняка в нашей стране многие призывники не могут служить в армии. При этом, не просто из-за своего негативного отношения к армии, но и по другим причинам (к примеру вероисповедание не позволяет).

По этой причине в РФ предусмотрена альтернатива воинской службе, которая позволяет взамен армии осуществлять трудовую деятельность.

Но какие условия для этого? Кто может воспользоваться и что для этого необходимо?

Что это такое

Под определением альтернативная гражданская служба (далее АГС) подразумевается определенный вид трудовой деятельности, которая направлена на удовлетворение интересов не только государства, но и общества в целом.

Данный вид трудовой деятельности вправе полностью заменить службу в Вооруженных силах РФ по призыву.

Особенности

Более того, им также начисляется заработная плата, они имеют право воспользоваться положенным по Трудовому Кодексу РФ ежегодным отпуском.

Если говорить о трудовом распорядке, то он заключается в стандартной 40-часовой рабочей неделе.

Законодательная база

Определение АГС все-таки имеет отношение к воинской службе, поэтому в первую очередь его вопрос регулируется Конституцией РФ , в частности статьей 59. Данная статья предусматривает возможность замены воинской службы на АГС.

Если говорить о других законах , то это:

  1. Федеральный закон №113 “Об АГС”;
  2. Федеральный закон, который регулирует вопрос об условиях прохождения АГС.

Федеральный закон “Об АГС”

Данный Федеральный закон четко определяет категории граждан, которые имеют право заменить службу в армии на АГС.

На сегодня существует несколько таких категорий граждан , а именно:

  • граждане призывного возраста, для которых служба в армии противоречит моральным принципам, либо же его религии и вероисповеданию;
  • лица призывного возраста, которые относят себя к немногочисленному коренному народу, проживающих и осуществляющих для себя традиционный вид деятельности.

Здесь есть небольшой нюанс, если для второй категории можно отнести только небольшой процент юношей, то под 1-ю категорию попадает едва не каждый.

Если к примеру, подгруппу с вероисповеданием еще можно каким-либо образом подтвердить (к примеру, это могут доказать его единомышленники), то для 2-й подгруппы все намного сложней.

Согласитесь, мало кто сможет подтвердить, что у человека имеет принцип “не брать в руки автомат”. К примеру, один человек живет с таким убеждением всю жизнь, другой, только после того, как у него что-то в жизни произошло.

Кто и при каких условиях имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы

Если говорить о том, какие условия прохождения АГС, то следует обратиться к Федеральному закону, который регламентирует этот вопрос.

Федеральный закон об условиях прохождения АГС регулирует вопрос о том, кто имеет право воспользоваться этим вариантом прохождения воинской службы.

В частности этим могут воспользоваться :

  • лицо, претендующее на АГС должен быть в возрасте до 27 лет;
  • отсутствие медицинских противопоказаний для прохождения полноценной воинской службы;
  • возможность прохождения АГС имеют граждане, у которых имеется ;
  • после прохождения медицинской комиссии было принято решение о направлении призывника на АГС взамен полноценной воинской службы.

Такой альтернативой имеют право воспользоваться лица, которые:

  • имеют возраст от 18 до 27 лет;
  • не находятся в запасе;
  • предоставили в военный комиссариат соответствующее заявление.

В каких случаях нельзя воспользоваться данным правом

АГСом не имеют право воспользоваться такие граждане, которые:

  • не имеют никаких оснований для получения освобождения от прохождения воинской службы;
  • являются освобожденными по состоянию своего здоровья;
  • имеют на руках отсрочку от призыва.

Как правило, лица, которые воспользовались правом замены воинской службы, осуществляют свою трудовую деятельность за пределами региона своего проживания.

Где и в какие сроки проходят АГС

Гражданская трудовая деятельность взамен воинской службы может осуществляться на предприятиях, которые:

  • являются подведомственными федеральным органам самоуправления;
  • являются подведомственными непосредственно исполнительным властям субъектов РФ;
  • находятся в подчинении у Министерства обороны, и при этом на них допускается трудовая детальность гражданских лиц.

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что период АГС более продолжительный. На сегодняшний день по АГС необходимо отработать порядка 21 месяца .

Но есть небольшой нюанс: при выборе АГС на предприятиях Министерства обороны, продолжительность составляет 1,5 года.

Порядок замены службы в армии

Для того, чтобы воспользоваться альтернативой воинской службой по призыву, необходимо выполнить следующие шаги.

Предоставление заявления

Стоит учесть, что соответствующий документ необходимо предоставлять по месту проживания призывника в такие сроки:

  • до 1 апреля включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на службу в период осеннего призыва (октябрь-декабрь);
  • до 1 октября включительно – тем категориям призывников, которые могут быть призваны на воинскую службу в следующем году в весенний период (апрель-июнь).

Что касается самого заявления, то оно подается в произвольной форме и четких рамок в законодательстве не предусмотрены. Но при этом в документе в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, почему призывник не может проходить стандартную воинскую службу.

Если говорить о документах , которые прикладываются к самому заявлению, то их не так много:

  • автобиография либо же характеристика с последнего места работы (если призывник осуществляет трудовую деятельность). Если призывник только закончил учебу, необходимо брать с образовательного учреждения;
  • копию ;
  • копию диплома об образовании.

Для того чтобы гарантировать положительное решение по этому вопросу, в заявлении необходимо указывать инициалы граждан и их контакты, чтобы они смогли подтвердить тот факт, что призывник не может служить. Простыми словами они докажут, что вера либо убеждение имеет месту быть.

После того, как весь перечень документов с заявлением поданы, военный комиссар обязан выдать призывнику справку, которая подтверждает факт принятия заявления.

Принятие решения

Написанное призывником заявление рассматривается исключительно на заседании призывной комиссии и в обязательном порядке в присутствии самого призывника. О том, когда именно необходимо явиться на комиссию, военкомат уведомляет стандартной повесткой.

Самому призывнику необходимо как можно тщательней подготовиться, поскольку ему предстоит приводить серьезные аргументы, почему ему нельзя служить.

Желательно на комиссии брать с собой тех лиц, которые могут подтвердить все слова призывника. Но нужно обращать внимание, что это не могут быть мама, папа и другие родственники.

После выслушивания аргументов, комиссия принимает решение о замене либо отказе в АГС.

Если говорить о сроках принятия решения , то это должно осуществиться не позже 1 календарного месяца с момента подачи соответствующего заявления.

Для тех призывников, которые призываются в осенний период, последний день принятия решения – 1 ноября.

Для тех призывников, которые призываются в весенний период, последний день принятия решения – 1 мая.

Возможные причины отказа

Действующим законодательством предусмотрены конкретные причины , по которым комиссия может принять отрицательное решение:

  • при подаче заявления были нарушены сами сроки подачи заявления (документ подан позже установленного законодательством срока);
  • предоставленная характеристика не соответствует аргументам призывника во время рассмотрения заявления;
  • призывник по каким-либо причинам не явился на комиссию дважды;
  • до этого призывник уже отказывался от возможности оформления альтернативы.

Стоит отметить, что имеются уважительные и неуважительные причины, по которым призывник мог не явиться на комиссию.

В свою очередь к уважительным причинам законодательство относит:

  • наличие заболевания, которое стало причиной утраты дееспособности;
  • наличие серьезного заболевания у его родителей, либо же смерть близкого родственника;
  • причины, которые не зависят от воли самого призывника (к примеру: ДТП).

Остальные же причины являются неуважительными, и комиссия сразу принимает отрицательное решение.

После того, как комиссия выслушала доводы призывника, она вправе принять решение:

  • позволить призывнику воспользоваться альтернативой и назначить медицинское обследование;
  • отказать в АГС и призвать его к срочной службе.

Основной перечень профессий и области трудовой деятельности

Законодательством предусмотрен перечень таких категорий и специальностей :

Компании, которые находятся в ведомственном подчинении :

  • региональные органы местного самоуправления;
  • Министерство юстиции и Министерство природных ресурсов;
  • Росагенства, занимающиеся вопросом боеприпасов и вооружения;
  • Министерство обороны и Министерство труда.

Если говорить по конкретным областям, где можно пройти АГС, то они являются следующими:

  • психологические диспансеры и другие учреждения здравоохранения;
  • социальные дома для престарелых и лиц, у которых имеет ограниченные возможности;
  • объекты, которые используются не только для охраны, но и конвоирования преступников;
  • область строительства, культуры, а также образования;
  • различные военные учреждения, включая предприятия связи.

Льготы граждан на альтернативной гражданской службе

  • предоставление бесплатного проезда к месту своей трудовой деятельности по АГС (при этом любой вид транспорта за исключением такси);
  • получение ежегодного оплачиваемого отпуска согласно Трудовому Кодексу РФ;
  • бесплатный проезд по причине перевода на новое место работы, в том числе и проезд за счет государства домой после увольнения;
  • предоставление бесплатного жилья на время работы по программе АГС.

Стоит отметить, что остальные льготы для этих граждан полностью идентичны, как и для обычных граждан, которые работают. Простыми словами им предоставляется полный социальный пакет и при этом стаж работы записывается в трудовую книжку.

О правилах и условиях прохождения альтернативной гражданской службы смотрите в следующем видеосюжете:

Закон об Альтернативной гражданской службе существует с 2002 года, но молодые люди по-прежнему либо не хотят, либо не знают, как им можно воспользоваться. Ежегодно из 150 тысяч призывников по всей России, только тысяча подает на АГС. PublicPost поговорил с АГСниками о том, как на самом деле работает эта система в России.

1: Альтернативная служба длится не так долго, как кажется

С 2008 года срок службы на АГС состаляет 21 месяц (служба в армии - 1 год). В соответствии с Трудовым кодексом альтернативная служба засчитывается в трудовой стаж, предусматривает оплату труда, а также предоставляет два месяца отпуска (чего нет на военной службе). Работа по стандартному графику - отработал 8 часов и ты дома. Можешь гулять или учиться, получать вечернее или заочное образование. АГСники фактически служат 1 год и семь месяцев - это вполне приемлемый срок.

Дмитрий Бояринов:

«АГС я прохожу в данный момент. Работать пришлось в санатории Можайском, который находится в Подмосковье. Основной причиной, почему я решил не идти в армию, являются мои религиозные убеждения - я с самого детства Свидетель Иеговы. Я принципиально не собирался брать в руки оружие, а альтернативная служба как раз позволяет «отдать долг родине» без насилия и обучения воинскому делу. Если говорить о сроках, то мне 1 год и 9 месяцев службы не кажутся долгими. Во время службы ничего не теряешь, так как выход за территорию места службы свободный, все свободное время ты проводишь, как тебе заблагорассудится. Думаю, я больше приобрел, нежели потерял. Во-первых, куча новых друзей из разных уголков страны появилось - Москва, Питер, Казань, Ставропольский край, Саратовская область и др. Во-вторых, те навыки, которые я получил во время службы, несомненно пригодятся мне в дальнейшей самостоятельной жизни. Несколько слов о самой работе: как и с обычными работниками, со мной был составлен трудовой договор, то есть 8-часовой рабочий день, суббота и воскресенье - выходные. Любой человек может попасть на альтернативную службу - главное наличие желания и принципов, по которым ты не хочешь служить в армии».

2: Добиться перевода на АГС совсем не сложно

На деле нужны только 3 документа: заявление (в свободной форме), характеристика с последнего места учебы или работы (также в любом формате) и короткая автобиография. Молодой человек подает заявление в военкомат за полгода до призыва. Сотрудники военкомата в любом случае (если даже срок этот нарушен) обязаны принять его документы. Заявлением призывник обозначает свои убеждения. Наличие самих убеждений доказывать не надо, необходимо лишь сформулировать, почему эти убеждения противоречат военной службе. Также могут быть свидетели - люди, которые смогут подтвердить, что молодой человек действительно живет по принципам, в соответствии со своими убеждениями.

Отказ может быть только при нарушении формальных требований: нарушения сроков подачи документов или пропуск заседания комиссии. Плюс, отказ может быть в том случае, если у комиссии есть факты, противоречащие доводам призывника (если человек утверждает, что он пацифист, а комиссия приносит справку из милиции с доказательством того, что он участвовал в драке и т.д.). Отказать призывнику, за которым не числится никаких нарушений, практически невозможно. Перед подачей на АГС нужно тщательно проверить здоровье - человек, негодный к воинской службе, также негоден и к альтернативной.

Максим Кравченко:

«Прохожу АГС с июля 2011 года в психоневрологическом интернате Кинешемского района Ивановской области. Должность: санитар воспитатель. Срок службы 1,5 года плюс 2 отпуска. Я служу на АГС из-за религиозных убеждений. Вообще я рад, что есть АГС. Я выполняю свой долг перед народом, при этом не нарушая библейские принципы и конституционные законы. Я не потратил зря 1,5 года на АГС. Я живу дома, на работу езжу на собственной машине. Мне платят зарплату, и у меня идет трудовой стаж. Так что сожалеть мне не о чем. На работе меня полностью снабжают спецодеждой, средствами индивидуальной защиты. Бесплатно кормят. Работаю по такому графику: 2 дня работаю, 3 отдыхаю. В смене у меня 2 медсестры и 1 санитар. Плюсы: не нужно принимать присягу, потому что при принятии присяги подписываешь себя на действие военного устава, а не гражданского закона. Больших минусов я не вижу. Необходимо четко определить свою позицию. Хочет ли призывник вообще служить на АГС. Это нужно для того, чтобы когда военком будет разговаривать и задавать вопросы, призывник мог четко и уверенно отстаивать свою позицию. А иначе там легко могут сбить с толку и поставить в неловкое положение».

3: Нужно быть готовым к провокациям со стороны военкомата

В военкоматах существуют препятствия, молодому человеку нужно суметь подать заявление. Иногда они начинают запугивать, угрожать, делают все возможное, чтобы документы не проходили. При подаче документов на АГС будьте настойчивы и не бойтесь никаких отказов. Даже если возникают какие-то проблемы в военкомате или у призывной комиссии, у вас есть право обжаловать это решение. Нужно предварительно изучить закон и тексты документов, при возникновении проблем связаться с общественными и правозащитными организациями.

Арсений Левинсон:

«Я подал на АГС в этом году. Мой старший брат тоже проходил альтернативную службу - два года он успешно отработал в главпочтамте. На тот момент он был единственным молодым человеком в своем военкомате, который подавал заявление на АГС. Но и сейчас этот вид службы не очень популярен. Нет никакой адекватной информации по этому поводу. В военкоматах ребят специально дезинформируют. Я вот уже столкнулся с проблемой - мой военкомат вовремя не созвал комиссию и пропустил все сроки. Они фактически нарушили закон. Но я с этим буду бороться. Призывники должны понимать, что имеют полное право на прохождение АГС. И убеждения могут быть любыми, не только религиозными. Главное, знать свои права».

4: Большинство АГСников остаются служить у себя в регионе

Положение об «экстерриториальности» прохождения АГС существует. Но вместе с тем в законе прописано, что если молодой человек направляется в другой регион, то ему должны предоставить общежитие со всеми удобствами. Таких общежитий у организаций сейчас практически нет. Поэтому 80% ребят остаются служить по месту жительства, всех оставляют дома. А в другой регион отправляют только в том случае, если в родном городе призывника нет организаций, готовых принять АГСников.

Тимофей Адаховский:

«Я проходил АГС в Москве с 2009 года по 2011, в Психоневрологическом интернате №30. Я работал обычную 40-часовую неделю, с 9 до 16.30, график 5/2. Зарплата была достойная вполне, но это, конечно, из-за того, что я служил в Москве и в учреждении такого профиля. В мои обязанности входили уход и надзор за пациентами, работал я санитаром. Еще был большой плюс, что я работал/служил в своем городе и ночевал дома. В выходные можно было погулять с друзьями, а также оплаченный отпуск - он у меня был очень большой, но это, скорее, в плюсы работы в психиатрии. Если собираетесь проходить АГС, советую заранее заняться подготовкой документов для подачи заявления, лучше сделать это за год до призыва, ну и, конечно, продумать аргументацию. Хоть в законе и написано, что любой может заменить службу в армии альтернативной службой, но военкомат просто так не сдастся и не отправит работать, им все-таки народ набирать надо».

5: Претендовать на АГС можно по любым убеждениям

До сих пор продолжается негативная пропаганда альтернативной службы со стороны военкоматов. Они всячески запугивают парней, делают все, чтобы в обществе считали АГС таким маргинальным явлением. На самом деле это не так - претендовать на АГС можно по любым основаниям, не только религиозным. Были ребята, которые не только по пацифистским или антимилитаристским, но и по политическим убеждениям подавали на АГС. Это очень широкий спектр, и он работает.

Макар Бутков:

«Я только планирую подавать на АГС. На мой взгляд, главный плюс альтернативной службы в отсутствие необходимости служить в армии. Суть и организация армейской службы находятся в противоречии с моими личными убеждениями. Конституция нам гарантирует свободу совести и этим надо пользоваться. Я считаю АГС хорошим способом выполнить свой долг перед родиной и при этом не встраиваться в армейскую иерархию. Принцип беспрекословного выполнения приказов, когда он оторван от реальной необходимости, противоречит нормальным человеческим отношениям и приводит к многочисленным проблемам. Работу на АГС ты не выбираешь сам, однако в заявлении можно дать рекомендации, а также учитывается образование. Лично я хотел бы работать в сфере экологии».

6: АГС охватывает широкий спектр профессий и специальностей

Любая государственная организация имеет право подать заявку на привлечение альтернативных служащих. В течение года Роструд собирает эти заявки, и выпускается перечень организаций, куда могут быть направлены ребята. На сайте Роструда можно найти перечень всех вакантных должностей и профессий. В первую очередь, это социальные организации - дома престарелых, детские дома, больницы. Почта России сейчас активно берет на работу альтернативщиков. Можно пойти работать в музей, театр и даже в зоопарк. Ребят есть куда размещать: вакантных мест около 4-5 тысяч, а желающих набирается всего лишь около тысячи человек год. Во многих больницах не хватает персонала, в заповедниках и национальных парках мало работников. В таких сферах АГС может сыграть значимую роль. Единственный минус в том, что сам призывник не может выбирать место работы. Но при распределении всегда учитывается его специальность, навыки, социальное положение.

Сергей Цевменко:

«Я проходил АГС с 2007 по 2010 год в городе Дзержинский Московской области. Там есть предприятие «Союз» - бывший военный завод. Я там строителем работал. Я сам из маленького городка Кандалакша Мурманской области. В своем городе я был самым первым альтернативщиком. Комиссия даже не знала о существовании АГС. Меня уверяли, что туда одни сектанты идут. Но когда я начал настаивать и доказывать свои права, они успокоились и направили меня в Московскую область. На заводе со мной работало много альтернативщиков - в основном представители разных вероисповеданий. Все вроде спокойно прошло… Важный момент, о котором нужно помнить при подаче на альтернативную службу, - если вас определили на какую-то работу, которая вам не нравится, если не устраивает должность или зарплата, вы можете отказаться и попросить, чтобы вас перенаправили. По закону вам должны подыскать еще какие-то варианты».

7: На АГС служащий застрахован от дедовщины и насилия

На АГС служащий полностью застрахован от насилия или унижения. Здесь нет дедовщины, как в армии. Если приказ начальства противоречит твоим моральным установкам, ему можно не подчиняться. В отличие от военнослужащих, которые обязаны следовать любому приказу, здесь не надо идти против своей совести.

Андрей Шишкин:

«Я подавал на АГС, но пройти так и не успел, так как поступил в аспирантуру и получил отсрочку на 3 года. У меня родной брат пострадал от дедовщины. После этого я понял, что в армию идти не хочу. Мой совет тем парням, кто не хочет служить, платить взятки или выдумывать себе болезни, - пусть пишут заявление на АГС и отстаивают свои права. Это будет лучшая школа жизни, нежели чем в казарме страдать от дедовщины».

В соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.

Председатель Правительства Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о порядке прохождения
альтернативной гражданской службы

I. Общие положения

1. Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Прохождение в Российской Федерации альтернативной гражданской службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, настоящим Положением, иными нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации в области альтернативной гражданской службы.

3. Особенности организации и прохождения альтернативной гражданской службы в период мобилизации, военного положения и в военное время определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

а) в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

б) в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

в) в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

5. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.

6. Сроки альтернативной гражданской службы установлены:

а) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - 42 месяца, в том числе окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 21 месяц;

б) для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, - 36 месяцев, в том числе окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 18 месяцев.

7. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

а) прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

в) время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

г) время отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

8. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу в организациях и на должностях, перечни которых утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

9. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, выдается соответствующее удостоверение.

Основным документом учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учетная карта.

Формы бланков удостоверения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - удостоверение), и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу (далее - учетная карта), порядок их заполнения и выдачи утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации.

Бланки удостоверения и учетной карты изготовляются по заказу Федеральной службы по труду и занятости и рассылаются в военные комиссариаты.

II. Организация альтернативной гражданской службы

10. Организация альтернативной гражданской службы - комплекс мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации альтернативной гражданской службы - Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой по труду и занятости, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями, подведомственными указанным органам исполнительной власти, в целях реализации гражданами конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

11. Организация альтернативной гражданской службы включает в себя следующие мероприятия:

а) организация учета граждан:

подавших заявление в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;

в отношении которых призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принято решение об отказе в такой замене (с указанием причины отказа);

в отношении которых призывной комиссией принято решение о направлении на альтернативную гражданскую службу;

проходящих альтернативную гражданскую службу, в том числе в целях ее организации и прохождения в период мобилизации, военного положения и в военное время;

б) подготовка перечней видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено ее прохождение;

в) принятие решений по вопросам участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации альтернативной гражданской службы;

г) подготовка плана направления граждан на альтернативную гражданскую службу;

д) подготовка предложений по расходам на альтернативную гражданскую службу, предусматриваемым в проекте федерального бюджета на соответствующий год;

е) координация и анализ деятельности по направлению граждан на альтернативную гражданскую службу;

ж) направление граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

з) контроль убытия граждан к месту прохождения альтернативной гражданской службы, их прибытия, прохождения службы и увольнения с нее;

и) перевод граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при необходимости из одной организации в другую;

к) профессиональная подготовка (переподготовка) при необходимости граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу;

л) увольнение граждан с альтернативной гражданской службы;

м) контроль исполнения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, в которых граждане проходят альтернативную гражданскую службу;

н) обеспечение исполнения нормативных правовых актов в области альтернативной гражданской службы, обобщение практики их применения, а также подготовка предложений по их совершенствованию;

о) иные мероприятия, осуществляемые в области альтернативной гражданской службы в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

III. Направление граждан

на альтернативную гражданскую службу

12. Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Федеральным законом и настоящим Положением.

13. Граждане вправе подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (далее - заявление) в военный комиссариат, в котором они состоят на воинском учете, в следующие сроки:

до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;

до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.

14. Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявление после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.

Граждане, пользующиеся отсрочкой от призыва на военную службу, срок действия которой истекает после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявление на общих основаниях.

15. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.

16. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.

В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.

17. Военный комиссар представляет на заседании призывной комиссии информацию о количестве зарегистрированных заявлений и предложения о порядке и сроках их рассмотрения.

18. Председатель призывной комиссии утверждает график заседаний призывной комиссии по рассмотрению заявлений.

19. Военный комиссариат путем вручения повестки извещает гражданина, подавшего заявление, о необходимости явиться на заседание призывной комиссии, на котором рассматриваются заявления или решается вопрос о направлении его на альтернативную гражданскую службу, на медицинское освидетельствование, а также для получения предписания на убытие к месту прохождения этой службы.

Вручение повестки осуществляется под расписку работником военного комиссариата либо по месту работы (учебы) гражданина руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу работником организации, либо ответственным за военно-учетную работу работником органа местного самоуправления не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки гражданина на соответствующее заседание призывной комиссии, на медицинское освидетельствование или для получения предписания.

20. Оповещение лиц, указанных в заявлении, и обеспечение их явки на заседание призывной комиссии, на котором рассматривается это заявление, осуществляются самим гражданином.

21. Гражданин, явившийся на заседание призывной комиссии, должен иметь при себе паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий.

22. Заявление гражданина рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.

23. Председатель призывной комиссии контролирует явку граждан на заседание призывной комиссии, а в случае их неявки выясняет ее причины.

Гражданин, не явившийся на заседание призывной комиссии, на котором должно было быть рассмотрено его заявление, вызывается на заседание повторно.

24. Призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает решение об отказе в такой замене (с указанием причин отказа) на основании:

выступлений на заседании призывной комиссии гражданина и лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

анализа документов, представленных гражданином и военным комиссариатом, а также дополнительных материалов, запрашиваемых призывной комиссией от организаций и физических лиц.

25. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, а при запросе дополнительных материалов - в 2-месячный срок.

Заседание призывной комиссии считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей ее членов.

Заключение (решение) выносится (принимается) большинством голосов участвующих в заседании членов призывной комиссии, заносится в книгу протоколов заседаний призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).

26. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если:

а) он нарушил установленные срок и (или) порядок подачи заявления;

б) характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

в) в заявлении гражданина и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

г) гражданин дважды вызывался и не являлся на заседания призывной комиссии без уважительной причины;

д) ранее гражданину была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу, и он от нее уклонился.

27. Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при документальном их подтверждении являются:

а) заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

г) иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

28. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, проходит медицинское освидетельствование в сроки, определенные военным комиссариатом, и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

29. Решение о направлении гражданина, признанного по результатам медицинского освидетельствования годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.

Председатель призывной комиссии объявляет гражданину решение о направлении его на альтернативную гражданскую службу. По требованию гражданина ему выдается копия указанного решения.

30. Граждане, в отношении которых призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, а также граждане, не прибывшие без уважительных причин на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении их на альтернативную гражданскую службу, подлежат призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

31. В установленный военным комиссариатом срок гражданин получает в военном комиссариате предписание на убытие к месту прохождения альтернативной гражданской службы в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану Федеральной службы по труду и занятости.

32. Предписание выдается гражданину под расписку вместе с удостоверением и учетной картой, заполненными в установленном порядке.

В предписании военного комиссариата указываются организация, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, и срок прибытия в эту организацию.

33. Для обеспечения проезда граждан, направленных на альтернативную гражданскую службу, к месту ее прохождения военные комиссариаты выдают им воинские перевозочные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования в порядке, установленном для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

34. Военный комиссариат в день выдачи гражданину предписания уведомляет организацию, в которую направляется гражданин для прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия.

IV. Особенности направления

на альтернативную гражданскую службу граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами

35. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, в установленные пунктом 13 настоящего Положения сроки подают заявление в военный комиссариат по месту жительства в порядке, определенном главой III настоящего Положения.

К заявлению указанные граждане кроме документов, перечисленных в пункте 16 настоящего Положения, прилагают документы, подтверждающие их принадлежность к коренному малочисленному народу, ведение ими традиционного образа жизни, осуществление традиционного хозяйствования и занятие традиционными промыслами.

36. При рассмотрении заявления гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу, призывная комиссия удостоверяется в том, что этот гражданин действительно относится к коренному малочисленному народу, который включен в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации, и на который распространяется действие Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционным промыслом.

37. Граждане, относящиеся к коренному малочисленному народу, в отношении которых призывная комиссия вынесла заключение о замене им военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов в порядке, определенном главой III настоящего Положения.

Если указанные граждане до направления их на альтернативную гражданскую службу работали в организациях традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов, они могут в соответствии с решением Федеральной службы по труду и занятости направляться для прохождения альтернативной гражданской службы в эти организации.

V. Прохождение альтернативной гражданской службы

38. Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата.

Если гражданин не прибыл в организацию в установленный срок, руководитель организации немедленно уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация.

39. По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы:

а) предписание;

б) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;

в) удостоверение и учетная карта;

г) проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы;

д) трудовая книжка, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые;

е) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии);

ж) документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии).

40. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

41. Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.

42. Трудовая деятельность гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

Обращения и жалобы гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, по вопросам прохождения этой службы рассматриваются должностным лицом, определяемым руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация (далее - должностное лицо).

43. Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.

В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках.

За каждые трое суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются двое суток отдыха.

Отдых предоставляется гражданину, как правило, по окончании этих мероприятий.

44. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются:

а) ликвидация организации;

б) сокращение штатной численности организации;

в) производственная необходимость;

г) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации;

д) наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба;

е) иные случаи (по решению Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

45. Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Федеральной службой по труду и занятости по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

46. Федеральная служба по труду и занятости доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым подведомственны эти организации.

На основании указанного решения федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, из подведомственной организации которого переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, издает приказ о переводе гражданина.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в которую переводится гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, уведомляет эту организацию о принятом Федеральной службой по труду и занятости решении.

47. Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости - о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.

Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Проездные документы для проезда гражданина на новое место службы приобретаются учреждением федеральной государственной службы занятости населения по месту службы гражданина по заявке организации, из которой он переводится.

48. Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, обязан прибыть в организацию, в которую он переводится, в срок, указанный в предписании.

Если в установленный срок гражданин не прибыл в организацию, ее руководитель немедленно сообщает об этом в федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна эта организация, а также в территориальный орган по вопросам занятости населения Федеральной службы по труду и занятости.

49. По прибытии в организацию для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы гражданин должен предъявить работодателю документы, перечисленные в пункте 39 настоящего Положения.

50. Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, в 3-дневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Федеральную службу по труду и занятости.

Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

Время нахождения гражданина в пути подтверждается проездными и другими документами и засчитывается в срок его альтернативной гражданской службы.

Работодатель проставляет в учетной карте гражданина отметку о его прибытии в организацию.

51. Отпуска предоставляются гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Положением.

52. Продолжительность отпуска увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.

53. При убытии гражданина в отпуск работодатель выдает ему отпускной билет, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Для обеспечения проезда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, при использовании ими ежегодного оплачиваемого отпуска к месту их жительства и обратно работодатель приобретает и выдает им проездные документы на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.

54. По окончании отпуска гражданин должен явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в установленный работодателем срок. По прибытии он сдает работодателю отпускной билет и проездные документы.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (при этом гражданин предоставляет работодателю документы, подтверждающие основания для продления отпуска).

55. При возникновении периодов времени, которые в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения не могут быть засчитаны в срок альтернативной гражданской службы гражданина, работодатель уведомляет об этом должностное лицо и представляет ему копии документов, подтверждающих наличие таких периодов.

На основании представленных документов должностное лицо издает приказ, в котором определяет период, не засчитанный в срок альтернативной гражданской службы гражданина.

Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

VI. Увольнение с альтернативной гражданской службы

56. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:

а) по истечении срока альтернативной гражданской службы;

б) в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

в) в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

г) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.

57. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностным лицом на основании представления к увольнению и оформляется приказом.

58. Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем.

В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы.

59. К представлению к увольнению прилагаются:

а) служебная характеристика;

б) копия учетной карты;

в) копия трудовой книжки;

г) документы, подтверждающие наличие периодов, которые не засчитываются в срок альтернативной гражданской службы, - для гражданина, подлежащего увольнению по истечении срока службы;

д) документы, подтверждающие периоды альтернативной гражданской службы гражданина, подлежащие зачету в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности с учетом его работы на должностях и в местностях, дающих право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (при наличии таких периодов);

е) заключение военно-врачебной комиссии - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;

ж) заверенная в установленном порядке копия решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об избрании (назначении) гражданина членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием (назначением) его членом Совета Федерации;

з) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом Государственной Думы;

и) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

к) заверенная в установленном порядке копия извещения избирательной комиссии об избрании гражданина депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с избранием его депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;

л) заверенная в установленном порядке копия приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы - для гражданина, подлежащего увольнению в связи с вступлением в законную силу указанного приговора;

м) заявление гражданина о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих наличие оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы, - для гражданина, имеющего право на досрочное увольнение по такому основанию в соответствии с Федеральным законом.

60. Представление к увольнению по истечении срока альтернативной гражданской службы направляется работодателем должностному лицу не позднее чем за 2 месяца до истечения этого срока.

Дата увольнения гражданина по этому основанию указывается в приказе должностного лица.

61. Представление к увольнению в связи с признанием гражданина военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня получения организацией заключения военно-врачебной комиссии.

62. Представление к увольнению в связи с избранием (назначением) гражданина членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования направляется работодателем должностному лицу незамедлительно.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня его избрания (назначения) на соответствующую должность.

63. Представление к увольнению в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, наказания в виде лишения свободы направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня получения уведомления об этом.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы со дня начала отбывания наказания, указанного в приговоре суда.

64. Представление к увольнению в связи с возникшим правом на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы в соответствии с Федеральным законом направляется работодателем должностному лицу в 3-дневный срок со дня подачи гражданином заявления о досрочном увольнении с подтверждающими это право документами.

По этому основанию гражданин должен быть уволен с альтернативной гражданской службы не позднее месяца со дня подачи им заявления.

65. Гражданин, умерший в период прохождения альтернативной гражданской службы, считается уволенным по этому основанию со дня, следующего после дня смерти, а гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу соответствующего решения суда.

66. Приказ должностного лица об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы должен быть издан в 2-недельный срок со дня получения представления к увольнению.

67. Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

68. В соответствии с приказом должностного лица в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.

Проездные документы для проезда гражданина, уволенного с альтернативной гражданской службы, к месту жительства приобретаются учреждением федеральной государственной службы занятости населения по месту службы гражданина по заявке организации, из которой он увольняется.

69. Работодатель обязан в течение

3 рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином.

Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 3-дневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Федеральную службу по труду и занятости.

70. Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в 2-недельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

При постановке на воинский учет удостоверение и учетная карта сдаются в военный комиссариат.